«Роскосмос» и NASA построят окололунную станцию

Госкорпорация «Роскосмос» и американское аэрокосмическое агентство NASA договорились о создании новой космической станции Deep Space Gateway на орбите вокруг Луны. Они подписали совместное заявление о сотрудничестве в области исследования и освоения дальнего космоса в ходе 68-го Международного конгресса по астронавтике в Аделаиде (Австралия). Об этом сообщается на официальном сайте «Роскосмоса».

Многие страны разрабатывают программы по освоению Луны и окололунного пространства с целью колонизации спутника Земли и облегчения полетов к другим планетам, в частности к Марсу. О планах по исследованию Луны сообщало Европейское космическое агентство (программа «Аврора»), Индийская организация космических исследований, а также власти Китая, России и США. В число этих проектов входит Deep Space Gateway (DSG) — окололунная космическая станция NASA, начало строительства которой намечено на 2020-е годы.

Согласно плану, оглашенному представителями агентства в марте 2017 года, Deep Space Gateway будет включать, как минимум, четыре модуля. Они будут использоваться для жизни, генерации электричества, управления станцией, экспериментов, стыковки и выходов в открытый космос. Планируется, что три основных элемента — силовая установка, жилой модуль и модуль логистики — будут доставлены на орбиту новой ракетой-носителем Space Launch System и космическим кораблем Orion.

Во время Международного конгресса по астронавтике «Роскосмос» и NASA договорились совместно участвовать в проекте создания окололунной станции Deep Space Gateway. Кроме того, Интерфакс сообщает, что участие в проекте также могут принять Китай, Индия, Бразилия и ЮАР. Как заявил глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, участие в проекте стран БРИКС одобрено Россией и США.

«Мы подписали сейчас совместное заявление о намерениях работать по проекту окололунной станции, а в дальнейшем — проработке миссий на поверхности Луны и Марса», — уточнил Комаров.

Представители NASA и «Роскосмоса» также подтвердили намерение использовать Международную космическую станцию (МКС) как основу для дальнейшего исследования космоса и согласились, что необходимо создать общие международные технические стандарты. Это позволит другим странам пристыковываться к окололунной станции.

Как сообщается на сайте госкорпорации, Россия и США уже пришли к взаимопониманию по стандартам стыковочного узла Deep Space Gateway. Кроме того, некоторые элементы станции, вероятно, будут созданы на основе российских разработок, так же как и стандарты систем жизнеобеспечения. Однако конкретный технологический и финансовый вклад участников будет обсуждаться на следующем этапе переговоров.

Сегодня к «лунной» гонке подключаются все больше участников. Так, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) приняло решение организовать пилотируемый полет на Луну к 2030 году, а частная компания Moon Express планирует в 2020 году развернуть на Южном полюсе Луны автоматизированную базу. У России есть собственный план по освоению окололунного пространства: отечественная программа предполагает запуск в 2019–2024 годах пяти автоматический станций, которые будут заниматься исследованиями спутника Земли.

«Луна-25» разбилась о Луну