Микрочастицы пластика нашли в водопроводной воде по всему миру

Американские исследователи проанализировали образцы водопроводной воды из 14 стран мира и выяснили, что 83 процента из них содержат микрочастицы пластика. Исследование проводилось по заказу организации независимых журналистов Orb Media; с его результатами можно ознакомиться на сайте организации.

Массовое производство пластика началось в начале 50-х годов прошлого века и за 60 лет оно выросло более чем в 180 раз, с 1,7 миллиона тонн в 1954 году до 322 миллионов тонн в 2015 году. При этом даже в некоторых европейских странах больше половины пластиковых отходов выбрасывается и попадает в окружающую среду. В прошлогоднем исследовании экологи подсчитали, что на одном из самых отдаленных необитаемых островов Земли скопилось более 17,5 тонн пластиковых отходов. Они были выброшены на берег океанскими течениями.

Журналисты Orb Media задались вопросом, если океаны и пресные водоемы загрязнены пластиком, есть ли он в водопроводной воде? Чтобы это выяснить, они собрали 159 образцов водопроводной воды в 14 странах мира и попросили провести исследование образцов ученых из университетов Миннесоты и Государственного университета Нью-Йорка во Фредонии.

Оказалось, что в 83 процентах образцов были микрочастицы и микроволокна пластика. Больше всего пластика содержалось в водопроводной воде из США, Ливана (в 94 процентах случаев) и из Индии (в 82 процентах образцов). Меньше всего пластика было в воде из Европы — в 72 процентах образцов. В среднем количество частиц пластика колебалось от 4,8 в 500-миллилитровой пробе из США, до 1,9 в пробе из Европы.

Ученые назвали основные источники микрочастиц пластика, загрязняющих водопроводную воду. Это:

• грязная вода, которая остается после стирки синтетических вещей;

• микрочастицы искусственного каучука от шин автомобилей. По подсчетам исследователей, при пробеге на сто километров от каждой машины образуется около 20 граммов полимерной пыли. Например, на дорогах Норвегии ежегодно образуется около килограмма пыли в расчете на каждого жителя страны;

• микрочастицы краски, которую используют для разметки дорог и окраски судов и домов;

• вторичные отходы, например пластиковая упаковка, посуда и контейнеры для еды. Ежегодно около восьми миллионов тонн подобных отходов попадает в пресноводные водоемы и океаны. Они не разлагаются полностью, а превращаются в микроскопические волокна;

• частицы пластика из воздуха. По оценкам исследователей, ежегодно в воздухе Парижа образуется от трех до десяти тонн пластиковой пыли. Пока исследователи не понимают, откуда она берется. Одно из предположений — микроскопическая пыль образуется при трении синтетических вещей о поверхности.

По словам исследователей, микрочастицы пластика попадают в организм не только с водой, но и с рыбой и морепродуктами. Сначала пластик заглатывают микроорганизмы, образующие планктон, которым питается подавляющее большинство обитателей океана. Потом часть этой рыбы, ракообразных и моллюсков попадают на стол к людям. Часть микрочастиц попадает в организм из пластиковой продуктовой упаковки и пластиковой посуды.

«Пластик — постоянная часть нашего ежедневного рациона. Обычно мы предполагаем, что в пластиковой бутылке находится чистая питьевая вода; что пластиковая посуда, в которой мы греем еду в микроволновой печи или наливаем горячие напитки, предохраняет их. Но пластиковая посуда работает не как полностью инертный барьер, из пластика «вымываются» пластифицирующие добавки, такие как бисфенол А или фталаты, которые нарушают работу эндокринной системы; замедлители распространения огня и токсичные тяжелые металлы, которые адсорбируются в наших организмах», — объясняет профессор из Государственного университета Северной Каролины Скотт Белчер, представитель Эндокринологического общества США.

Ранее исследователи выяснили, что некоторые организмы не только едят разные виды пластика, но и умеют его перерабатывать. Так, за последние годы ученые нашли бактерии, способные переваривать один из самых распространенных видов пластика — полиэтилентерефталат (ПЭТ), личинки жука большого мучного хрущака оказались способны перерабатывать полистирол, а гусеницы восковой моли — полиэтилен.

Фторид магния помог получить эффективные и стабильные тандемные солнечные элементы