Гиеновидные собаки оказались демократами. Они голосуют за выход на охоту чиханием

Международная группа зоологов из Фонда сохранения хищников Ботсваны выяснила, что гиеновидные собаки решают, когда идти на охоту, демократическим путем. Они голосуют чиханием. При этом количество чиханий, после которых стая трогается с места, зависит от ранга собак в иерархии группы. Исследование опубликовано в Proceedings of the Royal Society B.

Гиеновидные собаки (Lycaon pictus) обитают в лесах и саваннах Тропической Африки. Они живут стаями, состоящими, в среднем, из 8-9 взрослых особей и годовалых щенков. У самцов и самок существует отдельная иерархия; в каждой стае есть альфа-самец и альфа-самка, которым подчиняются все остальные. Гиеновидные собаки охотятся днем, на антилоп среднего размера; на более крупных копытных (зебр, гну, антилоп канна) они нападают, когда те ранены или больны. На охоту выходит почти вся стая за исключением щенков и присматривающей за ними самки. L.pictus — не территориальные животные, поэтому в поисках добычи они пробегают большие расстояния.

Авторы новой статьи наблюдали за гиеновидными собаками, обитающими в дельте Окаванго в Ботсване. Перед выходом на охоту собаки приветствовали друг друга: подпрыгивали, повизгивали, виляя хвостами и лизали друг другу морды. После ритуала приветствия животные обычно (но не всегда) трогались с места. Исследователи наблюдали за поведением животных и пытались понять, что служит сигналом для начала движения стаи. Для этого зоологи детально исследовали 68 приветственных ритуалов в пяти стаях собак.

Ученые заметили, что перед выходом на охоту собаки начинают чихать. Чем больше они чихали, тем выше была вероятность того, что стая снимется с места и выйдет на охоту. По словам исследователей, чихание служило своеобразной системой голосования. Количество чиханий, необходимых для начала движения, зависело от ранга чихающей особи: альфа-собакам было достаточно чихнуть несколько раз. Но стая могла подняться и без участия доминантных особей, достаточно было набрать кворум, примерно 10 чиханий.

«Другие социальные хищники, такие как сурикаты, тоже используют кворум. Но наши исследования показали, что количество чиханий, необходимых, чтобы собрать кворум, меняется в зависимости от того, кто принимает участие в ритуале приветствия. Таким образом становится ясно, что «голоса» собак не равны и имеют разный вес», — объясняет соавтор исследования Эндрю Кинг из университета Суонси.

Следует отметить, что даже животные с жесткой иерархией могут принимать решения демократическим путем, без учета мнения доминантных особей. Так действуют павианы анубисы, коллективно выбирая направление миграции. В этом случае мнение альфа-самца значит не больше, чем мнение других членов группы.

Нейроинтерфейсы научились переводить сигналы мозга в текст в четыре раза быстрее