Терракотовая армия оказалась сделана «из одного теста»

Британские и китайские археологи выяснили подробности создания терракотовой армии императора Цинь Шихуанди. Глиняную смесь, использованную в фигурах, изготавливали централизованно неподалеку от гробницы, после чего распределяли между множеством отдельных мастерских. Кроме того, статуи, вероятно, делали прямо на месте, чтобы избавиться от проблем с транспортировкой. Статья опубликована в журнале Antiquity.

Гробница первого императора династии Цинь представляет собой не только уникальный культурный памятник, но и важный исторический источник, который позволяет узнать о жизни в древнем Китае. Тринадцатилетний Ин Чжэн (будущий Цинь Шихуанди) стал строить свою гробницу в 246 году до нашей эры, через год после восхождения на престол. Более восьми тысяч глиняных воинов, на создание которых ушло порядка 40 лет, должны были сопровождать императора в загробной жизни. В изготовлении скульптур, предположительно, было занято около 700 тысяч рабочих — часть из них, вероятно, была рабами, которых казнили после завершения гробницы.

Сейчас ученым известно, что части глиняных фигур создавались отдельно, после чего их соединяли в мастерских. Исследователи выделяют восемь основных форм лиц солдат, которым позже художники придавали индивидуальные черты. Готовые статуи обжигали и покрывали специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Однако ученым до сих пор было неясно, кто и где работал над созданием скульптур.

Чтобы ответить на этот вопрос, археологи проанализировали образцы, взятые из гробницы Цинь Шихуанди. Среди них были фрагменты 12 терракотовых воинов, двух статуй акробатов, пяти кирпичей с пола самой большой ямы, землебитных стен, а также глиняное содержимое трех бронзовых фигурок птиц. Исследователи провели петрографический анализ тонких шлифов с помощью микроскопа.

Выяснилось, что при изготовлении статуй использовалась не сырая глина, а специальная смесь, которую изготавливали централизованно в одном месте. После этого готовый материал, вероятно, транспортировали в разные мастерские, где ремесленники добавляли в него другие компоненты. Так, укреплявшие яму кирпичи состоят из смеси темных и светлых глин, в статуях солдат и акробатов есть примеси песка, а внутри фигурок птиц нашли остатки растений.

Из этого ученые сделали вывод, что над терракотовой армией должны были работать множество отдельных мастерских, которые имели свой «фирменный стиль». Песок, вероятно, делал глину крепче, а растения помогали ее облегчить. Альтернативное объяснение подразумевает, что некоторые мастерские могли делать материал сразу по нескольким рецептам.

Также выяснилось, что статуи обжигали при температуре около 750 градусов Цельсия. Ранее считалось, что температура обжига была на 150 градусов выше. Ошибка в оценках могла возникнуть из-за того, что после смерти Цинь Шихуанди крестьяне подняли восстание и вторглись в гробницу императора, устроив там пожар.

В прошлом году археологи обнаружили в Китае Алтарь неба времен начала правления династии Цинь. Он использовался для жертвоприношений, которые проводили императоры Китая. До сих пор древнейшим алтарем Неба считалось сооружение конца VI – начала VII века в городе Сиань из нескольких восьмиметровых концентрических платформ.

В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи