У воронов нашли способность планировать дела на завтра

Шведские ученые Кан Кабадаи и Матиас Осват выяснили, что ворон способен планировать свои действия на будущее, причем это касается не только запасания еды, но и использования инструментов и обдумывания будущей торговли. Столь сложное поведение до сих пор было показано только для приматов. Исследование опубликовано в Science.

Раньше считалось, что умение строить планы - прерогатива людей, и животным не свойственно. Исследование последних десятилетий, посвященные изучению поведения обезьян и птиц из семейства врановых, показали, однако, что им свойственна способность планировать, соответствующая по степени развития способности четырехлетнего человеческого ребенка.

До сих пор считалось, что планы ворона, в основном, касаются спрятанной еды. Выяснилось, однако, что он может продумывать свои дальнейшие действия гораздо более сложным образом. Сроки таких планов могут составлять до 17 часов, а сами планы касаться, например, использования определенных инструментов или даже «торговли», причем вороны обдумывают характер, место и время проведения определенных действий.

Стоит отметить, что в обычных условиях ворон инструментами для добычи пищи обычно не пользуются, в отличие от, скажем, новокаледонского ворона, который нанизывает еду на палочки тщательно выбранной толщины, чтобы смочь унести ее. Но взаимодействовать с инструментами обычные вороны тоже могут и учатся этому достаточно легко.

Объектом исследования стали пять воронов (Corvus corax). Им предлагали несколько предметов на выбор, причем одним из них был специальный камень, с помощью которого можно было достать еду из коробочки-головоломки (она представляла собой трубку, в которую нужно было бросить камень, чтобы получить еду). Вороны учились обращаться с предметами, после чего не только правильно выбирали инструмент, но и запоминали про него, если коробочку потом видели только на следующий день (камень они припрятывали).

По интеллекту и характеру вороны сильно различаются между собой. Одна из самок, как стало известно Motherboard из разговора с автором статьи, быстрее других догадалась, как обращаться с трубкой, принялась учить этому остальных, а потом придумала, как «обойти систему» — напихивала в трубку опилок, а потом проталкивала их палкой, чтобы достать еду. Ее пришлось изъять из эксперимента, пока она не научила этому своих собратьев.

Другой частью эксперимента была торговля. Вначале воронов учили торговаться, то есть обменивать предметы на еду. Затем, если вороны знали, что торговля произойдет на следующий день, то они выбирали предметы («деньги»), которые им предлагали, и прятали их, вместо того, чтобы попытаться использовать или бросить. На следующий день во время торговли они доставали припрятанное и «покупали» на него еду.

Уже давно известно, что несмотря на принадлежность разным эволюционным ветвям, у птиц и млекопитающих похожим образом развит передний мозг. Существуют две основные гипотезы, объясняющие такую параллельную эволюцию. Согласно первой, развитый мозг помогает животным лучше приспособиться к физическим аспектам окружающей среды, в частности, запоминать, где бывает еда и как ее можно достать. Некоторые сойки (например, голубая кустарниковая сойка) умеют планировать свои будущие действия в рамках конкретных локаций, и не считают, что, насытившись, надо перестать строить планы на завтрашнюю еду. Согласно второй теории, развитый мозг необходим животным для сложных социальных взаимодействий, внутри собственной популяции и при контакте с другими видами.

Ворон питается только свежей пищей, и если он кого-нибудь убил, то поев, протухшую еду потом он есть не будет, поэтому «физическая теория» вполне здесь применима — ему нужно тщательно продумывать свои планы на обед и на завтрашний обед. При этом он обладает сложными поведенческими навыками — в частности, он умеет понимать, куда обращен взгляд другого существа (собака, например, понять, куда смотрит хозяин, не может), запоминать, где кто что закопал и потом откапывать. Кроме того, он может предсказывать действия столь же умных собратьев, защищая собственные тайники с помощью разных сложных тактик. Таким образом, «социальная теория» развития мозга к ним тоже хорошо подходит.

Судя по наблюдениям ученых и дополнительным экспериментам, планирование ворона контролируется двумя системами мотивации — кормления и запасания еды. Во втором случае речь идет об «отложенной награде», до осознанной концепции которой способны дойти лишь немногие животные. Ворон, согласно недавним исследованиям, по интеллекту (в частности, по способности подавлять импульсивные действия ради более рациональных решений) не уступает шимпанзе.

Таким образом, для врановых, как и, во многом, для людей, воспоминания часто оказываются важны в плане будущего, а не прошлого. Ученые отмечают, что у людей много мотивационных систем, участвующих в планировании будущих действий, но иногда можно наблюдать явное преобладание некоторых из них в рамках конкретных действий, в частности, когда отложенная награда становится не так актуальна, как непосредственная. Наглядной иллюстрацией здесь может послужить совет «не ходи в магазин, пока голоден».

Корень резуховидки отличил верх от низа благодаря белку LAZY