За Полярным кругом нашли древнейшие следы собаководства

Российский археолог Владимир Питулько и археозоолог Алексей Каспаров обнаружили на острове Жохова в Восточно-Сибирском море самые древние следы выведения собак определенного типа. Это значит, что первые породистые собаки появились не позже чем 9 тысяч лет назад. Статья о находке опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

Генетики уверенно выводят собаку от серого волка (Canis lupus), она признана его подвидом (Canis lupus familiaris). Однако вопрос о времени и месте появления, а также роли собак в человеческой истории до сих пор не решен. Только недавно ученые согласились, что вопрос о сроках появления вида Canis familiaris и вопросы о времени одомашнивания и сроках выведения отдельных пород этого животного должны быть разделены.

В 2013 году на основе генетических данных была реконструирована вероятная дата появления собак в Европе в период между 32,1–18,8 тысячи лет назад. Однако, специальное разведение собак и технологии, связанные с их использованием для охоты, пастырства, охраны и перевозок, широко распространились примерно 15 тысяч лет назад. Это самая важная климатическая граница позднего плейстоцена, которая ознаменовала глобальную перестройку ландшафтов и ускорение процессов исчезновения мегафауны. Эти изменения означали постепенную потерю основного источника пропитания и переход к новой экономической модели для древних жителей Северной Евразии, то есть переход к более подвижному образу жизни в арктической и субарктической зонах, связанный с северным оленем — животным, которое мигрирует два раза в год на огромных территориях. Несомненно, эта деятельность ускорила процессы одомашнивания собак.

Владимир Питулько ведет археологические раскопки на острове Жохова с 1989 года. За это время археологи обнаружили там одну из самых северных стоянок древнего человека. При раскопках ученые идентифицировали на ней останки четверых мужчин и женщины, живших восемь — девять тысяч лет назад.

Как показывают материальные остатки, жоховцы были единственной в истории группой людей, которая успешно практиковала охоту на белого медведя без огнестрельного оружия. Также они охотились на северных оленей и держали собак. Хотя археологи и ранее находили на стоянке останки деревянных саней и собачьи кости, никогда не было ясно, действительно ли животных разводили специально как ездовых.

При недавних раскопках на острове Жохова археологи обнаружили кости 11 собак, напоминающих по размеру и форме черепа современных сибирских хаски. На черепах двух самых крупных собак ученые обнаружили следы отделения головы от туловища, но не нашли никаких следов соскабливания мяса или других признаков, указывающих на то, что люди ели собачатину. Наоборот, степень износа зубов на этих черепах свидетельствует о длинной жизни и смерти от старости, что не характерно для мясных животных.

На основе специально разработанных Алексеем Каспаровым краниометрических индексов исследователи установили, что 10 из 11 собак обладали схожей комплекцией, весили от 16 до 25 килограммов и напоминали сибирских хаски. Одиннадцатая же собака весила около 29 килограммов и, возможно, была похожа на современного аляскинского маламута.

Современные породистые ездовые собаки обычно весят примерно столько же — от 20 до 25 килограммов. Собаки такого размера достаточно большие, чтобы тянуть сани, но не перегреваются на бегу, как более крупные. Авторы считают, что жители Жохова разводили похожих собак именно такой комплекции для катания на санях и, возможно, использовали более крупного пса, чтобы охотиться на белых медведей.

Если это так, то находка является самым древним свидетельством намеренного выведения особой породы собак, предназначенной для определенной деятельности.

В 2015 году исследовательская группа под руководством Владимира Питулько на основе анализа митохондриальной ДНК, выделенной из костей 14 псовых возрастом от 360 тысяч до 1,7 тысячи лет, доказала, что частично одомашнивание собак протекало именно в Северной Азии.

Елизавета Власова