В самой известной радиогалактике случайно нашли вторую черную дыру

Астрономы из Великобритании, Дании и США обнаружили новый яркий радиоисточник в галактике Лебедь А — первом внегалактическом радиоисточнике, соотнесенном человечеством с видимой в оптическом диапазоне галактикой. По словам авторов, он может представлять собой взрыв сверхновой очень редкого типа или же «проснувшуюся» сверхмассивную черную дыру — вторую в этой системе. Находка была сделана случайно, ученые решили повторить исторические наблюдения за небесным телом после очередной модернизации Очень большого массива радиотелескопов в Нью-Мексико. Исследование принято к публикации в Astrophysical Journal (препринт), кратко о нем сообщает пресс-релиз Национальной радиоастрономической обсерватории.

Лебедь А был впервые обнаружен в 1989 году. Через 12 лет астрономы смогли соотнести его с эллиптической галактикой, расположенной в 600 миллионах световых лет. Несмотря на то, что она находится в 240 раз дальше, чем галактика Андромеды, интенсивность радиоизлучения Лебедя А в миллион раз больше, чем у соседки Млечного Пути. Не считая Солнце, это второй по яркости радиоисточник на небе после Кассиопеи А — остатка сверхновой в нашей Галактике.

Радиоисточник стал одним из первых объектов наблюдения Очень большого массива радиотелескопов (VLA), строительство которого было завершено в 1980-х годах. Первые изображения Лебедя А ясно показывали джеты материи, выброшенной из центра радиогалактики. Позднее, после серии модернизаций, исследователи повторяли съемку радиогалактики — в 1989, 1996 и 2015 году. Последние наблюдения указали на новый радиоисточник: он отсутствовал на более ранних снимках, хотя его яркость была достаточной чтобы проявиться в наблюдениях 1996 года. Это значит, что он возник или активизировался в последние 20 лет.

Астрономы подтвердили находку независимыми наблюдениями на массиве телескопов VLBA — крупнейшем наземном радиоинтерферометре (база около 8600 километров). Новый радиоисточник расположен в полутора тысячах световых лет от ядра галактики. Ранее в той же области был обнаружен инфракрасный источник (благодаря «Хабблу» и телескопу Кека), но его ассоциировали со скоплением звезд. Резкий рост активности в радиодиапазоне требует нового анализа природы объекта.

По словам авторов работы, новый источник является либо сверхновой, либо сверхмассивной черной дырой, «проснувшейся» и поглощающей облако пыли и газа. Астрономы склоняются больше к последней версии — из-за чрезвычайно большой яркости объекта. До недавних наблюдений черная дыра была невидима, так как не выбрасывала джеты материи. Это означает, что сравнительно недавно (в астрономических масштабах времени) Лебедь А столкнулся с другой галактикой и сверхмассивные черные дыры объектов все еще не успели слиться. Как отмечает Крис Карилли, соавтор исследования, это одна из самых тесных пар сверхмассивных черных дыр, известных человечеству — вероятно, скоро они сольются.

В ряде галактик предполагается наличие пар сверхмассивных черных дыр. Например, считается, что пара черных дыр находится в квазаре PG 1302−102, а также в квазаре Mrk 231 — ближайшем подобном объекте к Земле. Астрономы также допускают наличие второй черной дыры в галактике M87 (находится «всего» в 53,5 миллионах лет).