Генетики объяснили, как колоколовидные кубки «захватили» неолитическую Европу

Международная группа исследователей выяснила, что культура колоколовидных кубков распространилась на континенте не только за счет миграции древних европейцев, но в большой степени за счет циркуляции идей и артефактов. Также ученые получили генетическое доказательство того, что люди культуры колоколовидных кубков, населявшие Европу примерно 4750-3800 лет назад, переселились на Британские острова и вытеснили неолитических фермеров, населявших территорию современной Великобритании. Авторы выложили статью на BioRxiv, кратко об исследовании сообщается в редакционной статье в Nature.

Культура колоколовидных кубков названа так из-за характерной формы керамики, которую археологи во множестве находили в погребениях на большей части Европы. Древнейшая колоколовидная керамика была найдена на Иберийском полуострове. Около 4500 лет назад она появилась в других частях Западной Европы, а также в Центральной Европе и на Британских островах. Исследователи до сих пор спорят о происхождении носителей культуры колоколовидных кубков, а также о способах ее распространения. Ученые предлагают разные модели миграции: это могло быть массовое переселение, миграция небольших групп (воинов) или отдельных людей (ремесленников), или распространение технологий (идей и артефактов). Чтобы выяснить, как распространялась эта культура, авторы новой работы провели большое генетическое исследование и скомпилировали результаты своего анализа и результаты из других работ.

Исследователи определили последовательность митохондриальной и ядерной ДНК 166 древних европейцев. Останки 97 человек были найдены в разных частях Европы в погребениях вместе с колоколовидной керамикой, поэтому их ассоциировали с культурой колоколовидных кубков. Также авторы работы проанализировали уже опубликованные последовательности геномов нескольких сотен древних людей. В результате ученые проанализировали 476 древних людей, живших в Европе в период примерно 6700-3200 лет назад.  Также авторы работы сравнили ДНК древних людей с геномами 2872 современных европейцев и жителей Малой Азии.

Оказалось, что люди культуры колоколовидных кубков, населявшие Иберийский полуостров и остальные регионы Европы были разного происхождения. Жители полуострова генетически были похожи на своих предшественников. В то же время в геноме древних людей, населявших Германию, Чехию, Нидерланды, южную Францию и Великобританию обнаружились следы значительного смешивания с мигрантами из юго-восточных степей. По мнению авторов работы, эти результаты свидетельствуют о том, что культура колоколовидных кубков распространялась по Европе не только вместе с переселенцами, но и отдельно, как технологии. В этом отличие этой культуры от существовавшей в Европе примерно в это же время культуры шнуровой керамики, которая распространялась вместе с мигрантами.

Но на острове Великобритания культура колоколовидных кубков появилась вместе с переселенцами из материковой Европы, которые практически полностью вытеснили из Великобритании населявших остров неолитических фермеров. Британцы, жившие на острове примерно 4400 лет назад и позднее, в бронзовом веке,  оказались генетически похожи на жителей Центральной Европы и Нидерландов, а не на своих предшественников. В том числе, переселенцы с континента «подарили» островитянам более светлую кожу и светлые глаза.

Ранее исследователи описали процесс «мужской» миграции кочевников из Прикаспийских степей в Европу в III тысячелетии до нашей эры. По-видимому, первые переселенцы были воинами, которые осели на территориях неолитических земледельцев и женились на местных женщинах.