В Италии нашли зубные пломбы возрастом 13 тысяч лет

Итальянские, ирландские и американские ученые обнаружили и описали следы зубных пломб в образцах зубов возрастом около 13 тысяч лет. Это стало самой старой находкой подобного типа и вторым по древности свидетельством стоматологических манипуляций. Результаты работы опубликованы в American Journal of Physical Anthropology.

Следы лечения зубов найдены в ряде древних поселений как охотников-собирателей, так и земледельцев и скотоводов. Практически все они относятся к эпохе неолита, когда люди усовершенствовали технологии добычи и обработки пищи, что привело к расширению рациона (в частности, систематическому употреблению круп и меда) и, как следствие, распространению кариеса. Единственным до сих пор исключением был образец зуба со следами грубого сверления, найденный в итальянском убежище Виллабруна в 2008 году и датированный периодом с 14160 по 13280 лет назад, однако признаков попыток пломбирования в нем не было.

Сотрудники Болонского университета с коллегами из других научных центров обнаружили в останках людей, живших в убежище Фредиан на севере современной Тосканы в верхнем позднем палеолите, два верхних резца со следами лечения, принадлежавшие одному человеку. Возраст находки составляет от 13000 до 12740 лет.

Обследование зубов методами сканирующей электронной микроскопии и микроКТ выявило признаки сверления кариозных полостей (скорее всего, каменным сверлом) с проникновением в пульпу, схожие с более древней находкой. Анализ остатков содержимого этих полостей показал, что они были заполнены битумом, смешанным с растительными волокнами и, возможно, волосами. Назначение этих добавок остается неуточненным, однако их расположение говорит о том, что они были в импровизированных пломбах изначально, а не попали в них позже при употреблении пищи. Более поздние неолитические «стоматологи» чаще всего использовали в качестве материала для пломб пчелиный воск.

По мнению ученых, характер следов на зубах и состав пломб указывают на то, что их изготовили именно для лечения, а не в других целях, например, подчеркивания социального статуса или ритуальной посмертной модификации.

«[Полученные результаты] показывают, что фундаментальные представления о биомедицинских знаниях и практиках имели место задолго до социально-экономических изменений, связанных с производством пищи в неолите», — пишут авторы работы.

Зубы древних людей представляют собой ценный материал для исследований, особенно после разработки генетических методов анализа. Так, например, секвенирование ДНК зубов позволило ученым выявить высокое генетическое разнообразие денисовских людей, а анализ зубного камня помог разобраться в диете и потенциальной медицине неандертальцев.

Недавно британским исследователям удалось добиться естественного заращения кариозных полостей в мышиных зубах с помощью экспериментального лекарства от болезни Альцгеймера.