Вредители оказались готовы к появлению сельского хозяйства

Израильские и французские археологи обнаружили, что мыши обитали в домах жителей Леванта еще 15 тысяч лет назад, задолго до того, как люди освоили земледелие. Более того, мыши помогли исследователям понять, какой образ жизни вели древние жители Средиземноморья — кочевой или оседлый. Исследование опубликовано в Proceedings of National Academy of Sciences.

Переход древних охотников-собирателей к оседлому образу жизни, по-видимому, сыграл решающую роль в одомашнивании животных и растений. Например, ученые считают, что волки и дикие свиньи следовали за людьми и подбирали объедки вблизи поселений задолго до того, как люди их одомашнили. Козы и коровы, возможно, были одомашнены, когда люди истребили большинство диких животных вокруг своих жилищ и были вынуждены искать другие источники пищи. Однако, до сих пор исследователям было мало известно о том, как происходило одомашнивание, как разные виды животных конкурировали между собой за «место под солнцем» в человеческих поселениях. Кроме того, ученых интересовало, кто начал одомашнивать животных, охотники-собиратели или земледельцы.

Авторы новой работы исследовали коренные зубы 272 мышей, найденные во время археологических раскопок в разных районах Израиля, и датированные периодом между 200 и десятью тысячами лет назад. Ученые полагают, что Левант (Восточное Средиземноморье) может быть родиной домовых мышей (Mus musculus domesticus). Здесь были найдены останки грызунов, возраст которых составил около 12 тысяч лет. На несколько тысячелетий раньше, около 15 тысяч лет назад, на территории Леванта появились носители натуфийской культуры — предшественники первых земледельцев региона. Эти люди еще занимались охотой, рыболовством и собирали дикорастущие растения, а не культивировали их, но при этом натуфийцы строили постоянные поселения и постепенно (в течение примерно 3500 лет) переходили от кочевого к оседлому образу жизни.

Проанализировав останки грызунов, ученые выяснили, что на территории Леванта соседствовали два вида мышей: домовая мышь, Mus musculus domesticus, и македонская мышь — Mus macedonicus. Македонские мыши селились по соседству с кочевыми людьми кебарской культуры — предшественниками натуфийцев, населявшими Левант 18-12 тысяч лет назад. Около 15 тысяч лет назад в восточном Средиземноморье появились люди натуфийской культуры, а в их поселениях — домовые мыши, которые потеснили македонских мышей. Впоследствии, когда натуфийцы на какое-то время возвращались к сезонному кочевому образу жизни, македонские мыши опять занимали место домовых. В жилищах последних носителей натуфийской культуры, которые вели по большей части оседлый образ жизни с периодическими сезонными кочевками, домовые мыши составляли около 80 процентов общей популяции мышей. В начале неолита, когда жители Леванта начали заниматься земледелием, домовые мыши в поселениях полностью вытеснили македонских мышей.

По всей видимости, домовые мыши оказались лучше приспособлены к питанию «человеческой» едой и отходами, скапливающимися в поселениях древних натуфийцев, хотя доказать это предположение не представляется возможным.

Чтобы проверить свои результаты на современной референтной модели, ученые исследовали поселения современных масаев в южной Кении, ведущих полукочевой образ жизни. Так же как и древние натуфийцы, скотоводы масаи не занимаются земледелием. Археологи обнаружили в поселениях масаев два вида мышей — иглистую мышь Вильсона (

Acomys wilsoni

) и огненную иглистую мышь (

Acomys ignites

). Как и в поселениях натуфийцев, один из видов мышей доминировал в поселениях масаев. Если в деревнях 87 процентов популяции мышей составляли огненные иглистые мыши, то вне поселений их численность не превышала 45 процентов от общей популяции.

По словам соавтора исследования, профессора Фионы Маршалл (Fiona Marshall), профессора антропологии из университета Вашингтона в Сент-Луисе, полученные результаты свидетельствуют о том, что одомашнивание животных началось задолго до возникновения земледелия. «[Охотники-собиратели] не обеспечивали окружающих их животных едой в той же степени, что фермеры, которые культивируют растения и хранят большие запасы зерна. Но древние люди определенно собирали дикие растения, травы и злаки и где-то их хранили», — добавляет ведущий автор исследования Лиор Вайссброд (Lior Weissbrod). «Если люди все дольше остаются на одном месте, количество мусора, [которое они производят], тоже растет. Органические отходы доступны круглый год и обеспечивают постоянный источник пищи для других видов».

Интересно, что большинство других животных были одомашнены гораздо позже. Так, согласно последним исследованиям, коровы были одомашнены примерно 10,5 тысяч лет назад на территории современной Турции. Свиней одомашнили около 13 тысяч лет назад в Месопотамии. Главные враги мышей — кошки — появились рядом с людьми около восьми тысяч лет назад. И только собаки, возможно, стали сопровождать древних также давно, как и мыши, 14-15 тысяч лет назад.