Гусеницы рассказали друг другу об источнике пищи скрипом ануса

Группа энтомологов из Канады и Бразилии обнаружила, что гусеницы бабочки-серпокрылки Drepana arcuata издают вибрации ртом и анальным сегментом, сообщая другим особям об источниках пищи и укрытиях. Статья опубликована в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.

Гусеницы — личинки бабочек — часто живут большими группами до нескольких сотен особей. Такая социальность обеспечивает им защиту от хищников и облегчает поиск пищи и терморегуляцию. Известно, что другие социальные насекомые, такие как, например, пчелы, муравьи и термиты, активно используют химические сигналы и вибрации для общения между собой. Однако как происходит коммуникация в группах гусениц, до сих пор не до конца понятно. До недавнего времени считалось, что гусеницы пользуются для коммуникации только химическими сигналами. Впоследствии выяснилось, что гусеницы могут также издавать вибрации, однако значение этих сигналов пока остается плохо изученным.

Авторы новой статьи изучали коммуникацию березовых гусениц — гусениц бабочки Drepana arcuata из семейства ночных и сумеречных бабочек-серпокрылок. Эти гусеницы питаются листьями березы и ольхи и образуют небольшие, до нескольких десятков особей, группы. Исследователи записывали вибрации, издаваемые гусеницами, с помощью бесконтактного лазерного виброметра, и следили за поведением гусениц.

Наблюдения показали, что, если поместить одну гусеницу на лист, то в течение пары часов к ней приползут другие гусеницы и образуют небольшую, до шести особей, группу. Используя лабиринт с двумя коридорами, ученые показали, что этот процесс не случаен: гусеницы достоверно чаще выбирали тот коридор, в котором уже находились другие особи. При этом, как оказалось, и одинокая гусеница, и ее «гости» издают во время формирования группы разнообразные вибрации.

Всего исследователи выделили четыре типа сигналов, которые гусеницы производят разными частями тела: они скребут по листу щетинками анального сегмента (последнего брюшного сегмента, на котором находится анус), постукивают или скребут по листу своими мандибулами (верхними челюстями) и вибрируют всем телом. В зависимости от контекста гусеницы использовали разные сигналы. Например, одинокие гусеницы чаще издавали анальные скрипы и вибрировали всем телом, причем чем активнее они это делали, тем быстрее к ним приходили другие особи. Чаще всего одинокие гусеницы издавали такие сигналы, когда рядом с ними находился источник пищи и укрытие (сплетенный из шелка «навес», в котором прячутся гусеницы). Когда к одинокой гусенице приближались другие особи, характер сигналов менялся: анальные скрипы замещались скрипом и постукиванием мандибул.

Все это, как заключают авторы, говорит о том, что гусеницы активно общаются с помощью вибраций, сообщая другим особям о наличии пищи и укрытий. Анальные скрипы и вибрации тела, судя по всему, используются для приглашения других особей к источникам пищи и укрытиям, а сигналы, издаваемые мандибулами, возможно, служат для сообщения информации о качестве или точном местонахождении ресурсов.

Социальные насекомые общаются друг с другом с помощью самых разнообразных сигналов. Например, муравьи обмениваются жидкостями ротовой полости, чтобы передать друг другу запаховые метки, а пчелы танцуют и издают звуковые сигналы крыльями, чтобы сообщить другим особям об источнике пищи.