Беспилотное «летающее крыло» превратили в конвертоплан

Исследователи из Университета Миннесоты провели испытания нового легкого сельскохозяйственного беспилотного летательного аппарата SUAV:Q, сконструированного по схеме «летающего крыла» и одновременно являющегося конвертопланом. Такой аппарат способен на вертикальные взлет и посадку, а также на быстрый горизонтальный полет по-самолетному. Результаты предварительной разработки аппарата опубликованы в журнале Robotics and Automation, а краткое изложение работы приводит New Scientist.

В настоящее время существует большое количество беспилотников, выполненных по самым разнообразным схемам: от классического продольного биплана до ассиметричного мультикоптера. Они могут справляться с самыми разнообразными задачами, в первую очередь разведкой местности или наблюдением. При этом ни один из существующих аппаратов не может быть полноценно использован фермерскими хозяйствами, поскольку либо нуждается в подготовленной взлетно-посадочной полосе, либо не обладает достаточной продолжительностью полета.

Новый беспилотник SUAV:Q (Solar Unmanned Vehicle: Quad, солнечный беспилотный аппарат: квадрокоптер) не нуждается в специальном месте для взлета и посадки и может долго находиться в воздухе. Аппарат оснащен 36 литий-ионными аккумуляторами Panasonic NCR18650b емкостью 3,4 ампер-часа каждый. Аккумуляторы оснащены встроенной защитой от глубокого разряда и избыточного заряда. Кроме того, верхняя плоскость «летающего крыла» покрыта солнечными панелями, пиковая электрическая мощность которых составляет 96 ватт.

Особенностью разрабатываемого американцами беспилотника является то, что он составлен из четырех секций, каждая из которых может устанавливаться под углом 90 градусов по отношению к соседней. Изменение угла между плоскостями производится с помощью легких электромоторов, редукторов и тяг. Последние напечатаны из пластмассы с помощью 3D-принтера. Каждая секция оснащена одним электромотором с воздушным винтом. Моторы установлены по центру передней кромки.

Перед взлетом или посадкой, а также в режиме висения все секции SUAV:Q устанавливаются под углом 90 градусов друг относительно друга. В результате беспилотный аппарат напоминает коробку без дна и крышки. В таком виде аппарат взлетает, а затем электромоторы раскладывают секции, после чего SUAV:Q приобретает вид крыла и переходит в экономичный горизонтальный полет. Испытания модели SUAV:Q в аэродинамической трубе уже состоялись и признаны успешными. В частности, разработчики проверяли переходный режим полета беспилотника.

Прототип SUAV:Q имеет размах крыла 2,1 метра. Масса беспилотника составляет 3,7 килограмма. Аппарат способен подниматься на высоту 120 метров и вести оттуда наблюдение за поверхностью. Для этого беспилотник предполагается оснастить легкой мультиспектральной камерой, которая позволит оценивать состояние растений на полях. По мнению разработчиков, SUAV:Q может заинтересовать не только фермеров, но также лесную и пожарную службы.

В августе прошлого года подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт испытал беспилотник FLYP, разрабатываемый татарстанским конструкторским бюро «Авиарешения» для использования в сельском хозяйстве. Аппарат испытывали в аэродинамической трубе при скоростях воздушного потока до 20 метров в секунду. FLYP представляет собой прямоугольный летательный аппарат с двумя несущими воздушными винтами и корпусом фермовой конструкции.

Согласно проектным расчетам, аппарат сможет выполнять полеты на скорости до 70 километров в час и перевозить грузы массой до 200 килограммов. Предполагается, что FLYP будет использоваться в первую очередь для перевозки грузов и обработки полей химикатами. Аппарат также можно будет задействовать в поисковых работах. Беспилотник будет летать по заранее заданному маршруту, используя для навигации данные спутниковой системы.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Рой шестиколесных грузовых платформ перевезет почти 40 тонн груза

Управлять им может один человек