Шмели научили друг друга катать шар

Исследователи из Лондонского университета королевы Марии смогли научить шмелей решению нетипичной для них задачи по перетаскиванию шара. Статья опубликована в Science.

Некоторые насекомые способны к выполнению сложных задач, в том числе таких, с которыми раньше не сталкивались. Ученые постоянно экспериментируют с разными насекомыми, в том числе с шмелями, чтобы понять, на что они способны.

В новой статье описана серия экспериментов, в рамках которых удалось обучить шмелей перекатыванию шара. В центре круглой платформы исследователи разместили отверстие, в которое нужно прикатить шар, а первую партию шмелей обучили с помощью «манекена шмеля», который продемонстрировал насекомым, куда нужно переместить шар. После того, как шар попадал в лунку, шмели получали вознаграждение в виде раствора сахарозы.

После того, как первая партия шмелей была обучена, они использовались в качестве примера во второй части эксперимента. Теперь исследователи обучали сразу три группы шмелей: одни смотрели на предварительно обученных шмелей со стороны, другие видели, как шар «сам» двигался по платформе под действием скрытого магнита, а третья группа вообще не видела движения шара, его сразу помещали в центр платформы. Как и ожидалось, лучше всего с обучением и выполнением задачи справились именно те шмели, которые обучались на примере живых сородичей.

Авторы статьи отмечают, что это не просто слепое подражание. Например, в некоторых экспериментах использовались не желтые, а черные шары. В другом случае исследователи использовали несколько шаров одновременно, которые лежали на разном расстоянии от лунки. Во время обучения использовался только дальний, а близлежащие шары были приклеены к платформе, однако после обучения клея на шарах уже не было, и шмели быстро догадывались, что удобнее прикатить самый ближний.

Это не первый эксперимент, показывающий, что шмели способны обучаться и передавать нетипичные для повседневной активности знания другим особям. В прошлом году некоторые из авторов статьи участвовали в другом исследовании: шмелей научили дергать за веревочки, чтобы получить вознаграждение. Научившись этому сами, отдельные шмели смогли распространить новое умение в своих колониях.