МГУ объявил о создании базы данных «Ноева ковчега»

МГУ имени М.В. Ломоносова создал электронный депозитарий живых организмов, сообщается на сайте университета. Система, созданная в рамках проекта «Ноев ковчег», содержит данные об образцах из биологических коллекций университета и партнеров проекта.

Идея проекта заключается в том, чтобы включить в систему максимальное количество образцов, хранящихся в музейных, университетских и других коллекциях. Для каждого образца, входящего в систему, планируется создать паспорт, содержащий подробную информацию о нем: его таксономическое положение, геномная последовательность, в коллекции какого университета или музея он хранится, кем и когда он был собран, какие существуют методики для работы с ним.

В будущем система должна будет давать возможность загружать в нее информацию из других баз данных, таких как GenBank или Catalogue of Life, однако пока эта функция не работает. «Встроенный в систему геномный браузер находится в разработке. У нас есть с десяток геномов образцов, чьи геномы были секвенированы нами в рамках проекта „Ноев ковчег“. Для других образцов требуется разрабатывать выход к внешним базам данных — задачу определять все геномы самостоятельно мы перед собой не ставим. Да это и невозможно: слишком много в наших коллекциях образцов, чтобы даже мечтать об их тотальном секвенировании. Так что интегрироваться с существующими базами данных — это единственное возможное решение», — рассказал координатор проекта, сотрудник биологического факультета МГУ Петр Каменский.

В систему планируется включить все группы живых организмов, от бактерий до позвоночных. Однако пока в депозитарии доступна информация только о четырех группах организмов: водорослях, бактериях, миксомицетах и высших растениях. По словам Петра Каменского, «на данный момент в систему загружено около 510 тысяч образцов, 500 тысяч из которых — гербарные образцы, а около 10 тысяч — подробно охарактеризованные микроорганизмы», а к концу 2018 года планируется загрузить в систему все образцы, которые есть в коллекциях МГУ. Однако пока эти планы выполнены не полностью: на сайте депозитария доступно только 7700 объектов.

Проект «Ноев ковчег» был запущен в 2015 году. Он финансируется грантом Российского научного фонда «Научные основы создания Национального банка-депозитария живых систем», в рамках которого выделено 750 миллионов рублей с 2015 по 2018 год.

Помимо этого, в 2018 году в научно-технологической долине МГУ «Воробьевы Горы», которая будет располоагаться на новой территории университета рядом с Фундаментальной библиотекой, планируется построить биобанк «Ноев Ковчег». В нем будут храниться образцы, входящие в систему.

Самый известный из существующих на сегодня биобанков — это Всемирное хранилище семян на Шпицбергене. Банк был создан в 2006 году для сохранения семян всех существующих в мире сельскохозяйственных растений. Хранилище находится на глубине 120 метров под землей, в вечной мерзлоте. Создание другого масштабного биобанка было запущено в 2016 году. Проект Human Cancer Models Initiative, созданный крупными мировыми организациями по изучению рака, посвящен производству моделей человеческих опухолей, максимально близких к оригиналам по биологическим характеристикам.

В гробнице фараона нашли надписи античных туристов