В Сахару вернулись вымершие в дикой природе саблерогие антилопы

Пилотный эксперимент по возвращению в Сахару саблерогой антилопы (сахарского орикса, Oryx dammah) признан успешным — у животных появилось первое потомство. В связи с этим к доставке в естественный ареал обитания подготовлена следующая группа антилоп, пишет New Scientist.

Саблерогие антилопы были широко распространены в пустынях и степях Северной Африки. Однако интенсивная охота привела к тому, что все дикие представители вида были истреблены к 1990-м годам. Тем не менее, существенное количество особей продолжают жить в неволе в Объединенных арабских эмиратах, США, Европе и Австралии. Кроме того, в последнее время их начали разводить на огороженных африканских территориях.

В августе 2016 года 23 особи с датчиками GPS выпустили в дикую природу на территории заповедника в центральном Чаде. На этой территории в 1960-х годах были отловлены 40-50 саблерогих антилоп, и большинство ныне живущих представителей вида считаются их потомками.

Некоторые из самок к моменту освобождения были беременны, и в сентябре на свет появился первый теленок. По словам участника проекта, сотрудник Смитсоновского музея Джареда Старбака (Jared Stabach), все животные, включая новое поколение, выглядят абсолютно здоровыми и хорошо адаптируются к окружающей среде.

Несколько самок забеременели, уже находясь в заповеднике. Исследователи ожидают появление первых телят, зачатых на свободе, в течение одного-двух месяцев. Состояние их здоровья станет важным показателем успеха проекта и перспектив жизни антилоп в естественной среде.

Выпущенные на волю животные происходят из разных популяций, выращенных в неволе. Поэтому ученые рассчитывают, что несмотря на небольшое число особей в дикой популяции будет достаточное генетическое разнообразие. По мнению исследователей, перспективы проекта хорошие, поскольку антилоп не надо учить охотиться, а их естественные враги — львы и гепарды — на территории заповедника были истреблены. Местное население также не должно представлять угрозы, поскольку заинтересовалось проектом и готово защищать животных.

В настоящее время другой международный научный коллектив занимается подготовкой к возрождению популяции тигров в Центральной Азии. Жившие там раньше туранский (он же закавказский, или каспийский) тигр вымер в результате охоты и хозяйственной деятельности человека к 1970 году. Живых представителей этого вида не сохранилось, но ученые рассчитывают адаптировать на территории его обитания близкого генетически амурского тигра. Для этого в Казахстане ведется подготовка заповедника в районе озера Балхаш.