Введение стволовых клеток привело к развитию неизвестной ранее опухоли

Американские врачи сообщили о случае развития опухоли в результате «лечения» стволовыми клетками в коммерческих клиниках. Его описание опубликовано в New England Journal of Medicine.

В бостонскую больницу Brigham and Women’s поступил 66-летний Джим Гэсс (Jim Gass) с жалобами на прогрессирующую боль в поясничном отделе спины, паралич ног и недержание мочи. В 2009 году он перенес инсульт, в результате которого был вынужден передвигаться в корсете и с тростью. Желая избавиться от последствий заболевания, он воспользовался услугами коммерческих клиник в Китае, Аргентине и Мексике.

Согласно документам, выданным Гэссу в этих клиниках, ему вводили в спинномозговой канал мезенхимальные, эмбриональные и плодные стволовые клетки. Через некоторое время у него развились указанные симптомы.

МРТ с контрастированием выявило у пациента новообразование под твердой оболочкой спинного мозга по всей длине поясничного отдела с переходом на грудной. Биопсия показала, что это плотное клеточное быстрорастущее примитивное новообразование с глиальной дифференцировкой. С помощью анализа ДНК врачи установили, что оно состоит преимущественно не из клеток пациента.

Опухолевая масса имела ряд признаков злокачественного новообразования (атипия клеточных ядер, высокий уровень пролиферации, глиальная дифференцировка, прорастание сосудов), однако секвенирование не выявило в ней ни одного из 309 генов, характерных для рака.

Таким образом, новообразование нельзя отнести ни к одной из ранее описанных у человека категорий, пишут специалисты. Глава отделения нейрохирургического лечения рака спинного мозга Джон Чи (John Chi) рассказал Boston Globe, что никогда не видел ничего подобного — новообразование, приросшее к нервам, имело «странную» липкую волокнистую консистенцию.

После курса лучевой терапии объем новообразования уменьшился, стала меньше беспокоить боль в спине и пациент смог шевелить правой ногой.

На основании этого случая врачи посоветовали коллегам информировать людей об опасности «стволовоклеточного туризма», а самим пациентам — не рассматривать его в качестве возможного лечения.

Science и Nature запретили указывать ChatGPT в качестве автора научных статей