Ученые подсмотрели за вращением жемчуга внутри моллюсков

Группа исследователей из нескольких научных организаций Франции, Французской Полинезии и Катара впервые экспериментально доказали, что в ходе своего формирования жемчужины перманентно вращаются внутри моллюсков. Скорость вращения составляет 1,27 град/мин, а его особенности определяют конечную форму жемчуга. Работа опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Ученые ввели 15 моллюскам жемчугоносной жемчужницы (Pinctada margaritifera) маленькие магнитные частицы диаметром около семи миллиметров. Как только начался процесс формирования жемчуга вокруг ядрышек, моллюсков переместили в специальные экспериментальные установки, представляющие собой купола с морской водой и водорослями для питания жемчужниц. Вокруг стеклянного купола установки исследователи поместили большое количество магнитных датчиков, которые позволяли отследить движения ядрышка внутри моллюска. Запись данных велась около года.

Выяснилось, что с 40 дня инкубации и до момента сбора жемчужины непрерывно вращались внутри моллюсков.

Образование жемчуга возникает как защитная реакция животного на инородное тело. Под раковиной у моллюсков находятся нежные ткани, которые легко повредить острой песчинкой. Поэтому из эпителиальных клеток мантии вокруг песчинки начинается вырабатываться особый секрет, обволакивающий ее в жемчужный мешочек. Секрет содержит в себе карбонаты кальция и магния и постепенно, слой за слоем кристаллизуется, сглаживая острые углы песчинки и делая ее безопасной для моллюска.

Долгое время ученые предполагали, что в ходе этого процесса жемчужина вращается внутри моллюска, однако до сих пор экспериментально проследить это не удавалось. Гипотеза подтверждалась лишь косвенными данными – круглой правильной формой жемчужин и концентрическими следами, иногда обнаруживаемыми на ее поверхности. Новое исследование убедительно подтвердило эту гипотезу.