Детям о смерти

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Наверное, все смотрели красивый и грустный мультфильм «Вверх»: о пожилом мужчине, который превратился в ворчливого старика, потеряв самое дорогое — свою любимую жену, и начал совершать необдуманные поступки (иначе решение улететь в доме на воздушных шарах назвать нельзя). О смерти и том, как сценаристы популярных мультфильмов стараются рассказать о самом деликатном своим юным зрителям (и что думают на этот счет ученые) — читайте в этом блоге. Осторожно, спойлеры!

Некоторые темы, например половое созревание, сексуальную жизнь или противоречивые моральные нормы, сложно (и даже некомфортно — для родителей) обсуждать с детьми: они могут не понять или, что хуже, понять неправильно; родители, в свою очередь, не всегда способны подобрать правильные слова. Поэтому чаще всего все заканчивается аистами, детьми в капусте и «девочек бить нельзя» (а что делать, если они первые начали?). 

Из подобных тем самая сложная — это тема смерти. Можно сказать ребенку, что его любимая собака, умершая от старости, убежала — и ребенок долгое время проведет в беспокойных поисках и напрасном ожидании, чтобы осознать горькую правду лишь с возрастом. Можно сказать ему, что близкий родственник отправился в «особое место» — но почему его нельзя там навестить? Почему он не звонит и даже не пишет? Было бы хорошо научиться рассказывать детям о том, что такое смерть, как можно раньше, но как подобрать для этого правильные слова?

В январе этого года американские ученые опубликовали исследование, главной целью которого был анализ темы смерти на примере популярных мультфильмов. Ученые предположили, что эта тема раскрыта в картинах достаточно полно для того, чтобы помочь родителям в случае необходимости выйти с детьми на деликатный разговор. Скептикам (а точнее тем, кто, достигнув сознательного возраста, перестал интересоваться мультфильмами) может показаться, что в них нет ничего, кроме любовной истории между прекрасным принцем и девой в беде, магии и юмора, понятного только пятилетним детям. Это, однако, не так: создатели картин знают, насколько большой вклад их произведения вносят в жизнь детей, и всеми силами стараются вложить в мультфильмы важную информацию в форме, не травмирующей детскую психику.

Ученые просмотрели 57 полнометражных мультфильмов, выпущенных студиями Disney и Pixar, — начиная с «Белоснежки и семи гномов» 1937 года и заканчивая «Головоломкой», вышедшей в 2015 году.

Исследователи собрали информацию о количестве умерших персонажей, реакции на смерть других персонажей, близких к ним, их сюжетной функции (протагонист, антагонист или второстепенный персонаж), причине и виде их смерти: эксплицитной (показанной на экране — как в случае с Муфасой в «Короле Льве» или матерью Немо) или имплицитной (той, о которой зритель узнает исключительно из контекста, — как в случае со смертью матери Золушки). Оказалось, что всего в 57 картинах умер 71 персонаж. 

Кроме того, авторы также собрали информацию о возвращении ранее умершего персонажа обратно в сюжет: после воскрешения (как в случае с Белоснежкой) или в форме духа или призрака (как тот же Муфаса). Последний пункт, кстати, также может предоставить возможность религиозным родителям обсудить с детьми тему жизни после смерти (а нерелигиозным — рассказать детям, что такое бывает только в мультфильмах).

Авторы выяснили, что смерть персонажей в мультфильмах чаще имплицитна: зрителям просто рассказывают о смерти персонажа (в 68,4 процента случаев всех смертей). То есть в большинстве случаев сценаристы избегают явно показывать на экране смерть персонажа. Это вполне объяснимо: скорее всего, так делается для меньшего негатива (какую бы тему ни поднимали сценаристы, на одних депрессивных мультфильмах кассы не сделаешь).

Мультипликационная смерть порой наступает внезапно и необоснованно — как и в реальной жизни. Например, стоит вспомнить смерть родителей Эльзы и Анны из «Холодного сердца»: король и королева погибают в море, оставляя младшую дочь в поисках поддержки в лице закрывшейся в себе старшей сестры. Всего доля случаев внезапной смерти в просмотренных исследователями картинах составила 59,4 процента. 

Еще один хороший пример утраты и (как бы смело это ни звучало) дальнейшей борьбы с посттравматическим расстройством — это мультфильм «Город героев». В начале фильма любимый старший брат главного героя погибает — и погибает, говоря словами авторов статьи, достаточно эксплицитно. На помощь главному герою, страдающему от депрессии, приходит надувной медицинский робот Бэймакс, который понимает страдания мальчика и пытается помочь ему. В этом мультфильме, кстати, также поднимается еще одна важная тема: депрессия — это такой же тяжелый недуг, как грипп или сломанная нога, и его тоже необходимо лечить. В особенности — при тяжелой утрате.

Правда, проблема диснеевских мультфильмов, с точки зрения их способности служить проводниками в мир взрослых тем, заключается в магии, которая нередко играет в сюжетах важную роль. Поэтому персонажи в фильмах способны оживать: по подсчетам исследователей, такое случалось в 19,1 процента случаев смерти в просмотренных ими картинах.

Тем не менее, в итоге авторы делают вывод, что обсуждение с детьми табуированных тем на примере популярных и горячо любимых ими мультфильмов — весьма логичное и хорошее решение. Голливудским сценаристам, стоит отметить это еще раз, действительно удается поднимать важные вопросы о жизни (как, например, тема переходного возраста и эмоционального кризиса в «Головоломке») и обществе (как вопрос расовой дискриминации в «Зверополисе»). Родителям стоит только избавиться от предубеждений — и они найдут помощь там, где она их ждет. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.