Фазаны и дрофы оказались любимой пищей древнекорейской знати

Биоархеологи из Южной Кореи и Дании исследовали останки 52 человек и 22 животных, обнаруженные в курганном могильнике Имданг. Оказалось, что в I веке до нашей эры — IV веке нашей эры питание знати и прислуги в Древней Корее существенно отличалось. Так, первые предпочитали мясо пернатой дичи, например, фазанов и дроф, а последним приходилось часто довольствоваться просом. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

После падения Древнего Чосона в 108 году до нашей эры на территории Кореи наступил так называемый период Ранних корейских государств, который продолжался вплоть до установления на полуострове гегемонии трех государств — Когуре, Пэкче и Силла. В это время в Корее сложилось большое количество маленьких государств, а также произошло изменение социальной структуры общества и экономики. Так, на полуострове распространилось производство железных орудий, шла интенсификация сельского хозяйства. Борьба за земли и ресурсы подтолкнула к многочисленным конфликтам.

Один из памятников этого периода находится неподалеку от современного города Кенсан. Он представляет собой курганный могильник, получивший название Имданг. За годы раскопок корейские археологи обнаружили здесь останки 259 человек, многочисленные останки животных — птиц, морских рыб, оленей, кабанов, собак, крупного рогатого скота и свиней. Во многих могилах находился богатый погребальный инвентарь, а также свидетельства человеческих жертвоприношений.

Кен Чхоль Чой (Kyungcheol Choy) из Ханьянского университета совместно с учеными из Дании и Южной Кореи исследовал курганный могильник Имданг, относящийся к древнему государству Апдок. Он расположен на юго-востоке Корейского полуострова и известен захоронениями знатных людей. Археологи отметили, что на этом памятнике было обнаружено большое количество погребений по разным обрядам.

Ученые отобрали для анализа стабильных изотопов углерода и азота останки 52 людей и кости 22 животных. Однако достаточное количество коллагена содержалось в 30 человеческих и 14 фаунистических образцах. Радиоуглеродный анализ методом ускорительной масс-спектрометрии, проведенный на 12 образцах, показал, что памятник относится к 80 году до нашей эры — 394 году нашей эры, то есть к периоду Ранних корейских государств.

Изотопный анализ показал, что основными источниками пищи для популяции Имданга служили пернатая дичь (33 процента), рис, пшеница, ячмень и соя (24 процента), а также наземные травоядные животные (20 процентов). В меньшей степени потреблялись морские животные (16 процентов) и просо (семь процентов). Это показывает, что местные жители активно охотились на пернатую дичь — фазанов, дроф, диких гусей и лебедей, а также на травоядных животных — оленей, диких кабанов и зайцев. Морские источники пищи (акулы, желтохвосты, морские окуни, рыба фугу) указывают на отлаженные поставки продуктов питания из прибрежных районов.

Ученые не нашли различий в питании, основанных на поле, возрасте или типе захоронения. Но питание резко отличалось между знатью и прислугой, которые могли быть похоронены в одной и той же могиле. Местная элита потребляла больше мяса пернатой дичи и морепродуктов, прислуга же больше питалась просом, нежели животными ресурсами. Это свидетельствует о серьезной стратификации общества.

На расслоение древнего общества также указывают археологические данные — роскошный погребальный инвентарь, масштаб погребальных конструкций и практика человеческих жертвоприношений. Возникшая практика убийства нескольких слуг при погребении господина просуществовала в Корее вплоть до распространения буддизма.

Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи раскопали древнекорейский дворцовый комплекс Вольсон, строительство которого начали с человеческих жертвоприношений. Кроме того, лингвисты выяснили, что прародина трансъевразийских языков, в том числе корейского, находится в Северо-Восточном Китае.