Телескоп «Чандра» отыскал самый далекий рентгеновский джет квазара

Космический телескоп «Чандра» открыл самый далекий на сегодня рентгеновский джет квазара — он существовал во времена, когда возраст Вселенной составлял 980 миллионов лет. Длина джета оказалась в 1,6 раза больше, чем диаметр Млечного Пути. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Существование сверхмассивных черных дыр в первый миллиард лет жизни Вселенной плохо вписывается в текущие космологические теории, так как требуют достаточно массивных «зародышей» и быстрого устойчивого темпа роста. Чтобы понять, как именно формировались подобные объекты, ученые ищут очень далекие квазары, представляющие собой ядра активных галактик, и пытаются оценить массы черных дыр и определить темпы аккреции вещества на них.

Группа астрономов во главе с Томасом Коннором (Thomas Connor) из Лаборатории реактивного движения NASA опубликовала результаты анализа данных наблюдений за квазаром PJ352-15 (или PSO J352.4034-15.3373) при помощи космического рентгеновского телескопа «Чандра», а также изучила архивные данные, полученные при помощи оптических, инфракрасных и радиотелескопов.

PJ352-15 был открыт в 2018 году, на момент открытия он был самым радиогромким квазаром. Красное смещение квазара z=5,831, что означает, что он существовал во времена, когда возраст Вселенной составлял чуть менее одного миллиарда лет. Данные радионаблюдений выявили у PJ352-15 линейную структуру с тремя яркими компонентами, что интерпретировалось учеными как протяженные релятивистские джеты. В новой работе ученые поставили себе цель подтвердить существование джетов и понять их свойства.

В итоге исследователи обнаружили джет, протяженностью около 160 тысяч световых лет, при этом не было зафиксировано избытка рентгеновского излучения от джета, а само излучение, как предполагают ученые, возникает в результате обратного комптоновского рассеяния фотонов реликтового излучения на электронах из джета. Учитывая красное смещение объекта можно сказать, что мы наблюдаем самый далекий и самый длинный рентгеновский джет квазара в ранней Вселенной. Ожидается, что дальнейшие, более детальные наблюдения за квазаром позволят уточнить его свойства, для этого ученые ожидают запуска в космос рентгеновских обсерваторий нового поколения, таких как Athena и Lynx.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые открыли самый далекий радиогромкий квазар, рекордно крупные гигантские радиогалактики и паутину из шести галактик вокруг квазара.

Звезды типа Т Тельца оказались способны порождать высокоэнергетическое гамма-излучение