Астрономы нанесли на карту 25 тысяч сверхмассивных черных дыр в северном небе

Астрономы подвели предварительные итоги низкочастотного обзора неба LoLSS, проводимого на радиоинтерферометре LOFAR. Им удалось построить карту небольшой части северного неба, содержащую более 25 тысяч сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Статья опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics.

Система LOFAR (LOw Frequency ARray) — единственный радиотелескоп, способный проводить высокочувствительные наблюдения с высоким разрешением на сверхнизких частотах (менее 100 мегагерц). Это позволяет исследовать самые разные объекты во Вселенной, в частности вести поиск галактик и квазаров на больших значениях красного смещения, изучать магнитосферы экзопланет и процессы ускорения частиц, галактических ветров и магнитных полей в активных галактиках и скоплениях галактик.

Группа астрономов во главе с Франческо де Гасперин (Francesco de Gasperin) из Гамбургского университета опубликовала предварительные результаты обзора неба LoLSS (LOFAR LBA Sky Survey), в котором было задействовано 52 антенны LOFAR, находящиеся в девяти странах. В ходе работы исследовались цели в северном полушарии небесной сферы, наблюдения велись в диапазоне частот 42-66 мегагерц и заняли 256 часов.

По данным наблюдений ученым удалось построить карту участка неба, площадью 740 квадратных градусов, что составляет четыре процента от площади неба в северном полушарии. Карта включает в себя 25247 источников радиоизлучения, которые представляют собой близлежащие галактики, такие как M101, M51, M106, а также радиогалактики и скопления галактик, в которых находятся сверхмассивные черные дыры, поглощающие вещество.

Ожидается, что обзор будет полностью завершен через несколько лет и охватит все северное небо. LoLSS будет включать в себя около одного миллиона низкочастотных радиоспектров и позволит не только проверить физические модели галактик, активных ядер и скоплений галактик, но и исследовать крупномасштабную структуру Вселенной.

Ранее мы рассказывали о том, как «Спектр-РГ» связал пузыри Ферми с активностью центральной черной дыры Млечного Пути, как пылевое кольцо вокруг черной дыры позволило уточнить расстояние до нее и как астрономы увидели самое близкое к Земле приливное разрушение звезды черной дырой.

Покрытия звезд указали на гигантский кратер у потенциальной карликовой планеты в Поясе Койпера