«Чандра» отыскала первого кандидата в галактические сверхновые типа Iax

Астрономы с помощью данных, полученных рентгеновской обсерваторией «Чандра», нашли первого кандидата в остаток галактической сверхновой типа Iax, который оказался неподалеку от сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Ожидается, что дальнейшие наблюдения за ним помогут выяснить роль подобных взрывов в процессе пылеобразования в галактике. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

Сверхновые типа Ia представляют собой природные фабрики по созданию элементов группы железа (Fe, Ni, Mn, Cr). Для ученых подобные катаклизмы интересны по двум причинам. Первая — сами механизмы взрыва, которые могут быть связаны с белым карликом в двойной системе или со столкновением двух белых карликов, и до сих пор плохо изучены. Вторая причина заключается в том, что их можно использовать в роли стандартных свечей для определения расстояний до далеких галактик. В этом типе сверхновых выделяется подтип Iax, природа которого малопонятна из-за того, что все наблюдавшиеся сверхновые подобного типа были внегалактическими. Считается, что в ходе таких взрывов белый карлик может быть разрушен не полностью.

Группа астрономов во главе с Пинг Чжоу (Ping Zhou) из Нанкинского университета сообщила об открытии первого кандидата в остаток галактической сверхновой типа Iax, получившего обозначение Sgr A East. Первоначально объект был найден в радиодиапазоне, дальнейшие наблюдения за ним позволили предположить, что это остаток от взрыва массивной звезды или белого карлика. Стоит отметить, что Sgr A East находится близко к сверхмассивной черной дыре в центре Млечного Пути и может взаимодействовать с околоядерным диском, вращающимся вокруг черной дыры. В новом исследовании ученые решили разобраться в природе этого кандидата в сверхновую, проанализировав архивные данные наблюдений рентгеновского космического телескопа «Чандра» за 2012 год.

Оказалось, что это действительно остаток сверхновой, который характеризуется низким соотношением S, Ar, Ca и Cr к железу и большими соотношениями Mn/Fe и Ni/Fe, что не согласуется с моделью коллапса ядра или моделью типа Ia, но подходит под модель взрыва типа Iax, в которой фигурирует белый карлик с массой превышающей предел Чандрасекара.

Остаток содержит значительное количество пыли (0,02 массы Солнца), что, наряду с низкой скоростью движения выброшенного вещества и обилием углерода, кислорода и железа, означает, что подобный тип сверхновых может рассматриваться и как «фабрика» по производству пылевых частиц. Ожидается, что будущие наблюдения за остатком при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб» позволят подтвердить или опровергнуть эту идею.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы нашли экстремально яркую сверхновую в далекой галактике, как простой любитель получил снимок вспышки массивной звезды на самой ранней ее стадии и как «Хаббл» увидел угасание сверхновой в далекой галактике.

Астрономы отыскали сразу два «запрещенных» экзогиганта у красного карлика