Астрономы отыскали теплый нептун у солнцеподобной звезды

Астрономы при помощи наземных телескопов подтвердили открытие теплого нептуна HD 183579b у звезды, очень похожей на Солнце. Предполагается, что объект станет одной из наиболее доступных небольших экзопланет для исследования атмосферы при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб». Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Крупномасштабные фотометрические обзоры неба при помощи наземных и космических телескопов значительно расширили наши знания об экзопланетах и отыскали уже тысячи подобных тел. Суть метода транзитной фотометрии заключается в наблюдениях за периодическими прохождениями планеты по диску своей звезды, что будет проявляться в виде кратковременных падений яркости светила. Несмотря на множество преимуществ эта методика обладает недостатками и необходимо уметь отличать транзит экзопланеты от события, похожего на транзит экзопланеты, но вызванного другими причинами. Для подтверждения открытия объекта планетарного масштаба транзитным методом астрономам может требоваться неоднократное наблюдение событий транзита, либо дополнительное использование других методов поиска экзопланет, например метода радиальных скоростей.

Группа астрономов во главе со Скайлером Палатником (Skyler Palatnick) из Пенсильванского университета сообщила об открытии новой экзопланеты HD 183579b, находящейcя в системе яркой солнцеподобной звезды в 186 световых годах от Земли в созвездии Телескопа. Первоначально объект, получивший обозначение TOI-1055b, был найден космическим телескопом TESS, использующим транзитный метод. Подтвердить открытие ученым удалось при помощи метода радиальных скоростей, для этого они использовали данные наблюдений инструмента HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher), установленного на 3,6-метровом телескопе обсерватории Ла-Силья в Чили.

Масса, радиус и спектральный класс звезды HD 183579 оказались очень схожи с параметрами Солнца. Что же касается экзопланеты HD 183579b, то она была отнесена к теплым нептунам. Радиус экзопланеты составляет 3,55 радиуса Земли, а масса — 19,7 массы Земли, что дает объемную плотность 2,39 граммов на кубический сантиметр. Подобное значение сопоставимо с объемными плотностями Урана и Нептуна. Год на HD 183579b длится 17,47 земных дня, она находится на среднем расстоянии 0,13 астрономической единицы от своей звезды и двигается по круговой орбите. Эффективная температура планеты оценивается в 769 кельвин. Предполагается, что это тело могло образоваться за снеговой линией, а затем мигрировать ближе к своей звезде.

Ученые назвали HD 183579b интересным объектом для будущих наблюдений при помощи космического телескопа «Джеймс Уэбб». Кроме того, астрономы отмечают, что эта работа подчеркивает рост эффективности поиска экзопланет при использовании нескольких методов, что позволяет делать открытия на основе архивных данных наблюдений.

Ранее мы рассказывали о том, как распухший супернептун не вписался в теории формирования экзопланет, как был открыт первый ультрагорячий нептун и как молодой горячий нептун уличили в миграции к своей звезде.

«Джеймс Уэбб» померил скорость джетов у молодой протозвезды