Анализ крови поможет диагностировать депрессию

Биологи разработали способ диагностировать депрессивное расстройство по анализу крови с чувствительностью около 80 процентов. В его основе лежит определение концентрации белка BDNF — нейротрофического фактора мозга, который помогает нейронам правильно функционировать и развиваться. Как оказалось, его уровень коррелирует с депрессивным и биполярным расстройствами у пациентов, а также с тяжестью расстройств и приемом антидепрессантов. Диагностическое количество фактора в сыворотке крови оказалось меньше нормы почти в два раза. Исследование опубликовано в журнале Journal of Psychiatric Reasearch.

По данным ВОЗ от депрессии сейчас страдает около 300 миллионов человек по всему миру. Чаще всего это заболевание диагностирует специалист-психиатр, используя вопросы об изменениях в настроении, потере интереса к повседневным занятиям, качестве сна и аппетите. Существуют и стандартизированные подходы — к ним относятся шкала депрессии Бека, которая была разработана еще полвека назад, а также более новые опросники. Однако часто расстройство остается не диагностированным, ведь не каждый в состоянии депрессии готов на визит к врачу.

Чтобы помочь таким пациентам, ученые разрабатывают новые методы диагностики аффективных расстройств — например, на основе анализа крови. Предыдущие исследования при помощи иммуноферментного анализа показали, что в крови пациентов с депрессией понижен уровень нейротрофического фактора мозга BDNF, который способствует выживанию, дифференцировке и образованию новых связей нейронов. Снижение количества этого белка свойственно для многих психических заболеваний, что можно использовать для диагностики. Но у такого подхода есть существенный минус — классический иммуноферментный анализ не позволяет достоверно отличить зрелый BDNF от его прекурсора proBDNF. Эти белки выполняют разные функции, поэтому важно отличать их друг от друга, чтобы определить диагностическое количество.

Исследователи из психиатрической больницы Юннаня под руководством Лиин Линя (Liying Lin) протестировали новый способ определения концентрации BDNF в крови 90 пациентов с депрессией, 15 с биполярным расстройством, а также у 14 человек которые предпринимали попытку самоубийства за последние 10 лет. У них взяли образцы крови, в которых выделили сыворотку и лимфоциты, после чего образцы нанесли на плашки с антителами к BDNF, которые связывают фактор, как при обычном иммуноферментном анализе. Однако ученые использовали более точные антитела, которые селективно связывали фактор и не связывали его прекурсор, а также собственный протокол проведения анализа.  Их способ позволяет отличать BDNF от proBDNF с вероятностью 95 процентов, тогда как у классических протоколов она от 9 до 67.

Разница в содержании BDNF в сыворотке крови пациентов с депрессией и без нее подтвердилась — у первой группы белка действительно было меньше (p < 0,0001). При этом отличия были и внутри группы пациентов с депрессией: BDNF было меньше у людей с тяжелой депрессией по сравнению с умеренной (p < 0,05), а также у тех, кто не принимал антидепрессанты по сравнению с теми, кто их принимал (p < 0,01). Уровень белка был ниже и у тех, кто предпринимал попытку самоубийства, а вот разницы между депрессией и биполярным расстройством не оказалось.

Тогда биологи определили уровень BDNF, который позволил бы с достоверностью 82,8 процента предсказать депрессию: 12,4 нанограмма на миллилитр. При этом в  контрольной группе здоровых пациентов средний уровень белка был почти в два раза больше. Это значение впоследствии может быть использовано для клинической диагностики, считают авторы.

У больных депрессией часто наблюдается усиление воспалительного процесса, поэтому исследователи проанализировали содержание BDNF и его прекурсора в иммунных клетках — лимфоцитах. Они разрушили клетки и так же выделили из них BDNF при помощи ИФА со своими антителами. Уровень обоих белков в лимфоцитах был, наоборот, выше у пациентов с депрессией. Такой результат позволяет предположить участие этих клеток в развитии депрессии и требует дальнейшего исследования.

Разработка новых методов диагностики аффективных расстройств основана не только на физиологических показателях. Депрессию уже научились диагностировать при помощи нейросетей: существуют даже те, что можно использовать со смартфона.

Анна Муравьева