Снимки «Хаббла» помогли определить время гибели сверхновой

Астрономы использовали снимки телескопа «Хаббл», чтобы определить, когда взорвалась сверхновая, породившая туманность 1E 0102.2-7219. Выяснилось, что на Земле вспышка наблюдалась около 1,7 тысячи лет назад — правда, исторических записей об этом событии исследователи не нашли. Работа, принятая к публикации в Astrophysical Journal, была представлена на 237-й встрече Американского астрономического общества. Препринт доступен на сайте arXiv.org.

После взрыва сверхновой вокруг остается туманность, состоящая из вещества некогда существовавшей звезды и межзвездного материала, который поглотил ударную волну. Наблюдая за движениями потоков газа, астрономы могут восстановить ход событий и узнать не только, где взорвалась сверхновая, но и когда это произошло.

Джон Бановетц (John Banovetz) вместе с коллегами исследовали 1E 0102.2-7219 (E0102) — самый яркий остаток сверхновой в Малом Магеллановом облаке, расположенном в 200 тысячах световых лет от Земли. Чтобы точно определить, когда произошла вспышка, астрономы с помощью снимков, сделанных телескопом «Хаббл», проанализировали движение газа в остаточной туманности за последние 19 лет.

Исследователи выбрали 22 наиболее быстро движущихся сгустка (их средняя скорость составила около 3,2 миллиона километра в час), которые с наименьшей вероятностью замедлялись при прохождении сквозь межзвездную среду. Затем они проследили движение сгустков в обратном направлении, пока выбросы не объединились в единой точке, указывая на место взрыва. Как только оно стало известно, ученые смогли посчитать, сколько сгусткам понадобилось времени, чтобы достичь текущего местоположения.

Согласно новым оценкам, вспышка сверхновой была видна на Земле примерно 1700 лет назад. Однако наблюдать ее могли только жители южного полушария планеты, но исторических записей об этом событии на сегодняшний день обнаружено не было. Кроме того, исследователи определили скорость, с которой была выброшена нейтронная звезда во время взрыва. Она составила около трех миллионов километров в час.

Астрономам редко удается «поймать» момент начала вспышки сверхновой, но недавно они смогли это сделать с помощью телескопа «Кеплер». Благодаря этому они смогли проверить существующие теории.

Астрономы увидели циклы облачной активности на Нептуне