Бустер коллайдера NICA успешно прошел испытания

Cверхпроводящий промежуточный синхротрон Бустер, один из элементов строящегося ускорительного комплекса NICA Объединенного института ядерных исследований в Дубне, успешно прошел испытания. Физики впервые запустили в кольцо ускорителя пучок ионов, который разгонялся в установке в течение пяти секунд, все измеренные параметры Бустера соответствовали проектным значениям. Данные об итогах испытаний опубликованы на сайте установки.

Коллайдерный комплекс NICA (Nuclotron-based Ion Collider fAcility) начали строить в 2016 году. Главная его задача — исследование кварк-глюонной плазмы, экстремального состояния вещества, где кварки и глюоны, из которых состоят протоны и нейтроны, могут находиться в свободном состоянии. Как предполагают ученые, кварк-глюонная плазма существовала в первые мгновения после Большого взрыва, а в коллайдере ее «капли» будут рождаться при столкновениях ионов золота. Более подробно об установке можно прочитать в материале «Маленький взрыв».

NICA состоит из цепочки ускорителей, каждая из которых разгоняет частицы до все более высоких энергий. Первая «ступень» — уже построенные и работающие линейные ускорители ЛУ-20 (для легких ионов) и HILAC (для тяжелых), вторая — сверхпроводящий Бустер, испытания которого были начаты в конце ноября, третья — сверхпроводящий ускоритель «Нуклотрон», который работает уже почти три десятилетия. «Нуклотрон» будет разгонять частицы до энергий около 4,5 гигаэлектронвольта на нуклон, и переправлять их в строящееся сейчас большое кольцо коллайдера, где будут происходить столкновения ионов.

Задача Бустера — разгонять ионы золота 197Au до энергии 578 мегаэлектронвольт на нуклон и передавать их в «Нуклотрон». В конце ноября строительство и сборка этого ускорителья была закончена, и физики начали многодневный процесс пуска. Несколько дней ушло на откачку воздуха и обеспечение глубокого вакуума в ускорителе, параллельно охлаждались сверхпроводящие магниты — сначала до температуры жидкого азота, потом — до температуры жидкого гелия. Затем был проведен цикл проверок и измерений.

Наконец сегодня в кольцо Бустера впервые был инжектирован пучок ионов, для испытаний использовали ионы гелия He+ — около 65 миллиардов частиц, которые около пяти секунд вращались в кольце, набирая энергию. Испытания показали, что ускоритель набирает проектное значение магнитного поля — 1,8 теслы, и устойчиво работает при температуре 4,5 кельвина, сообщил N+1 сотрудник ускорительного отделения ОИЯИ.

В дальнейшем ученым еще предстоит построить и проверить «переходный мост» от Бустера в «Нуклотрон». Весь коллайдерный комплекс, как ожидается, будет достроен к 2022 году, но уже сейчас на установке идут эксперименты — работает детектор BM@N.

Физики уточнили сверхтонкое расщепление уровня 2S атома водорода