Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении

Астрономы определили, что в 100000 году до нашей эры звезды Атлас и Плейона находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас, что позволяло человеческому глазу видеть в скоплении Плеяды семь ярких звезд. Это, по мнению ученых, позволяет объяснить, почему легенды о скоплении у разных народов схожи. Статья будет опубликована в книге Advancing Cultural Astronomy, ее препринт доступен на сайте Dropbox.com.

Плеяды представляют собой одно из самых близких к Земле и ярких рассеянных звездных скоплений, которое известно человечеству с древнейших времен. Оно находится на расстоянии около 444 световых лет и состоит примерно из тысячи звезд. Среди них преобладают горячие молодые звезды спектрального класса B, которые образовались приблизительно 115-125 миллионов лет назад, и окружены отражательной туманностью.

Упоминание о Плеядах как о семи сестрах или молодых девушках, спасающихся от мужчины или группы мужчин с Ориона, Луны или другого небесного тела существует во многих культурах, например в греческой мифологии и у аборигенов Австралии. С другой стороны, несмотря на то, что десять звезд в Плеядах достаточно яркие (mv<6), чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом, большинство людей с хорошим зрением на темном небе сегодня видят только шесть звезд (Альцион, Меропа, Электра, Майя, Тайгета и Атлас). Это не новое явление: еще в третьем веке до нашей эры греческий поэт Арат дал имена семи звездам, но затем сообщил, что видны только шесть.

Таким образом, хотя многие культуры говорили о скоплении из семи звезд, они упоминали, что обычно видимы только шесть, и затем приводили объяснение того, почему седьмая звезда невидима. Эти истории о «потерянной Плеяде» встречаются у европейских, африканских, азиатских, индонезийских, коренных американских народов и аборигенов Австралии. Например, согласно греческой мифологии, одна из Плеяд (Меропа) стыдилась того, что влюбилась в смертного, и поэтому исчезла из поля зрения.

Рэй Норрис (Ray P. Norris) из Университета Западного Сиднея и Барнаби Норрис (Barnaby R. M. Norris) из Сиднейского института астрофизики решили разобраться, почему легенды людей, живших на разных частях земного шара схожи, и куда делась одна из звезд Плеяд. Они проанализировали различные мифы о Плеядах, а также промоделировали положение отдельных звезд в скоплении сейчас и в далеком прошлом благодаря данным космического аппарата Hipparcos.

Исследователи пришли к выводу, что в 100000 году до нашей эры звезды Атлас (mv=3,6) и Плейона (mv=5,05) находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас, на расстоянии 8,4 угловых минут, что позволяло человеческому глазу различать Плейону как отдельную звезду. Это соответствует времени расселения людей из Африки по другим континентам, которые несли с собой знание о том, что в Плеядах семь звезд. К настоящему времени Атлас и Плейона стали достаточно близки друг к другу на небе, чтобы их можно было воспринимать как одну звезду.

Ранее мы рассказывали о том, как небесный диск из Небры «омолодили» на тысячу лет и как в Ветхом Завете нашли древнейшее упоминание солнечного затмения.

TESS обнаружил рекордно плотный нептун в «пустыне нептунов»