Астрономы нашли солнечную радиовспышку у красного карлика

Астрономы впервые продемонстрировали четкую взаимосвязь между оптическими вспышками и радиовсплесками у красных карликов, а также показали, что на них происходят такие же вспышки, как и на Солнце. Открытие в будущем позволит лучше изучить поведение таких звезд, как Проксима Центавра, а также понять, насколько пригодны для жизни вращающиеся вокруг них экзопланеты. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

Красные карлики — это маленькие и относительно холодные светила, принадлежащие к спектральному классу М. Они считаются самым распространенным типом звезд в нашей галактике и, кроме того, вокруг них часто находят планеты земного типа — в среднем, согласно данным телескопа Кеплер, по 1,2 на каждый красный карлик. Поскольку подобные светила достаточно тусклые, чтобы попасть в зону обитаемости, экзопланеты должны находиться на очень близких к звездам орбитах. С одной стороны, благодаря этому их намного легче обнаружить, а с другой стороны, это может создавать неблагоприятные условия на поверхности небесных тел, так как красные карлики склонны переживать частые и мощные вспышки, которые способны погубить жизнь, подобную земной. Тем не менее эти события остаются до сих пор недостаточно изучены.

Чтобы научиться точнее отслеживать явления космической погоды у далеких звезд, Эндрю Зик (Andrew Zic) из Университета Западной Австралии вместе с коллегами решил провести параллель между вспышками на Солнце и вспышками на Проксиме Центавра, ближайшей к Солнцу звезде. В 2016 году рядом с ней была обнаружена экзопланета Проксима b, которая находится в потенциально пригодной для жизни зоне. В частности, астрономов интересовали вспышки IV типа, поскольку они чаще всего ассоциируются с выбросами корональной массы — то есть выбросами ускоренных потоков плазмы. Они имеют характерные особенности и наблюдаются в диапазоне радиочастот от 200 до двух тысяч мегагерц.

Астрономы проанализировали наблюдения Проксимы Центавра, выполненные телескопами TESS и Zadko и обнаружили мощную вспышку энергией 1,6×1032 эрг. При этом до ее начала телескоп Australian Square Kilometre Array Pathfinder (ASKAP) зарегистрировал серию радиовспышек, которые были очень похожи на те, что предшествуют крупным солнечным вспышкам. Первая из них возникла за 42 секунды до начала оптической вспышки.

Спектральные и поляризационные свойства радиовсплесков позволяют отнести вспышку у Проксимы Центравра к IV типу. На сегодняшний день это самое точное определение радиовспышки, подобной солнечной, у другой звезды. С учетом того, что вспышки IV типа часто ассоциируются с выбросами корональной массы, исследователи предполагают, что, вероятно, подобное событие произошло и у ближайшего к нам светила. Однако для того, чтобы подтвердить это предположение, а также понять, как вспышки у красных карликов могут влиять на обращающиеся вокруг них планеты, необходимы наблюдения в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазоне.

Астрономы уже не первый год обсуждают, как активность красных карликов может сказываться на жизнепригодности экзопланет. Ранее ученые выяснили, что некоторые вспышки на подобных звездах могут быть в 10 тысяч раз мощнее тех, что происходят на Солнце. Кроме того, на красных карликах наблюдаются и супервспышки, которые способны серьезно навредить атмосферам вращающихся вокруг них планет.

Телескоп TESS отыскал экстремально плотный горячий нептун в «пустыне нептунов»