Камуфляжные листья защитили рябчики от сбора на нужды китайской медицины

Рябчики Делавэя, растения из гор юго-западного Китая, приобрели маскирующую буровато-серую окраску листьев, которая помогает им скрыться от глаз людей. Благодаря этой адаптации они могут спастись от интенсивного сбора луковиц на нужды китайской медицины. При этом в местностях, где добывать рябчики трудно, их листья остались зелеными. Подробности исследования изложены в статье для журнала Current Biology.

Чтобы скрыться от глаз хищников или, наоборот, незаметно подкрасться к добыче, многие животные используют покровительственную окраску, которая позволяет слиться с окружающей средой. Примеры таких адаптаций встречаются у представителей самых разных систематических групп, от насекомых до птиц и млекопитающих. Некоторые виды растений также используют камуфляж для спасения от травоядных, но по сравнению с животными их методы маскировки изучены намного хуже.

Обнаружить новый пример покровительственной окраски растений удалось команде ботаников во главе с Ханом Сунем (Hang Sun) из Института ботаники в Куньмине. Объектом их интереса стал рябчик Делавэя (Fritillaria delavayi), растение из семейства (Liliaceae). Этот вид произрастает на скальных осыпях в горах Хэндуаньшань на юго-западе Китая. Большую часть года рябчик Делавэя проводит в виде луковицы, однако весной выпускает несколько недолго существующих листьев, а с приходом лета зацветает. Первое цветение происходит на пятом году жизни, причем за год одно растение дает только один цветок.

В течение пяти лет авторы исследовали все доступные популяции рябчика Делавэя на северо-западе провинции Юньнань и обнаружили, что в одних местностях листья у этих растений окрашены в зеленый цвет и хорошо заметны на фоне камней, а в других имеют буровато-серую маскировочную расцветку и почти сливаются с окружающим ландшафтом. Сунь и его коллеги предположили, что рябчики с неяркими листьями обзавелись камуфляжем, чтобы защититься от травоядных, однако дальнейшие исследования не выявили у них естественных врагов (местные животные, как дикие, так и домашние, избегают поедать богатые алкалоидами луковицы рябчиков).

Тем не менее, серьезную угрозу для рябчиков Делавэя представляют люди. Луковицы этих растений, как и некоторых других рябчиков, высоко ценятся в традиционной китайской медицине. Эта практика продолжается уже более двух тысяч лет, однако в последние десятилетия интенсивность сбора многократно возросла. Цена на луковицы выросла до 480 долларов за килограмм (это примерно 3500 высушенных луковиц), и местные жители массово выкапывают рябчики.

Авторы выдвинули гипотезу, что именно сбор людьми на нужды народной медицины заставил некоторые популяции рябчиков обзавестись камуфляжной окраской. Чтобы проверить ее, они сравнили цвет листьев этих растений из восьми популяций с оттенком скальных осыпей, на которых они произрастают. Сопоставив полученные данные со статистикой по заготовлению рябчиков в 2014-2019 году, Сунь и его коллеги пришли к выводу, что чем интенсивнее эксплуатируется популяция, тем меньше цветовой контраст между листьями и окружающей средой (p<0,001). В ходе дополнительных наблюдений исследователи оценили, насколько сложно добывать рябчики в разных местностях (на этот показатель влияют глубина залегания луковицы и особенности субстрата). Оказалось, что чем труднее сбор, тем ярче окраска рябчиков (p<0,001). Иными словами, растения в легкодоступных популяциях чаще приобретают камуфляжную расцветку.

На последнем этапе авторы попросили добровольцев пройти онлайн-эксперимент: найти на предложенных изображениях местоположение рябчиков. Каждый участник мог использовать или трихроматический режим (характерный для человеческого зрения), или дихроматический (соответствующий большинству диких травоядных). Как и ожидалось, экземпляры с буровато-серыми листьями найти было труднее. При этом добровольцы, которые работали в трихроматическом режиме, тратили на поиск меньше времени, чем те, кто делал это в дихроматическом (в среднем 3,29 секунды против 3,99 секунды). Это дополнительно свидетельствует, что маскировка рябчиков направлена на существ с трихроматическим зрением — а именно людей.

От традиционной китайской медицины страдают не только растения, но и различные виды животных, от морских коньков до панголинов, тигров и носорогов. Их части тела используются в качестве лекарств — разумеется, без каких-либо проверок эффективности. Несмотря на сомнительность подобных практик, в 2019 году ВОЗ включила в Международную классификацию болезней главу, посвященную традиционной китайской медицине. Многие специалисты опасаются, что это повысит спрос на «лекарства» из диких животных, многие из которых уже оказались на грани исчезновения. Подробнее об этой проблеме читайте в нашем материале «Рожки да ножки».

Колония морской травы длиной 180 километров оказалась крупнейшим растением на Земле