Радиотелескоп Аресибо прекратит работу

Национальный научный фонд США принял решение вывести из эксплуатации радиотелескоп Аресибо и разобрать его. Специалисты пришли к выводу, что текущее состояние телескопа находится на критически плохом уровне, а попытки его отремонтировать могут закончиться обрушением конструкций, сообщается на сайте фонда.

Радиотелескоп Аресибо функционировал на протяжении 57 лет и до ввода в строй радителескопа FAST считался самым крупным в мире радиотелескопом с заполненной апертурой. Телескоп состоит из сферической антенны диаметром 305 метров, расположенной в карстовой воронке, и 900-тонной подвижной платформы с облучателем, подвешенной на высоте 137 метров над антенной при помощи 18 металлических тросов, соединенных с тремя бетонными башнями.

В августе этого года один из вспомогательных металлических тросов выскользнул из гнезда, пробив в антенне дыру и повредив ряд элементов телескопа, а в ноябре лопнул один из основных тросов, поддерживающих металлическую платформу над телескопом, что привело к новым повреждениям. Осмотр телескопа выявил новые обрывы отдельных жил на других основных тросах, а также неустойчивость вспомогательных тросов в своих гнездах. Несколько фирм, нанятых для проведения экспертизы состояния обсерватории, пришли к выводу, что ремонтные работы на телескопе будут небезопасными для инженеров и могут привести к обрушению платформы на антенну. В итоге было принято решение прекратить работу телескопа и начать подготовку к его контролируемому сносу.

В ближайшее время начнется разработка плана по выводу телескопа из эксплуатации, а также проведения съемки телескопа при помощи дронов. Специалисты намерены сохранить лидар обсерватории как ценный инструмент для геокосмических исследований, а также метеостанцию и центр для посетителей.

За время своей работы телескоп внес огромный вклад в науку, в частности благодаря нему был открыт пульсар PSR B1257+12, вокруг которого обращаются первые известные экзопланеты и на практике подтвержден эффект Ярковского у астероидов. При помощи обсерватории регистрировались быстрые радиовсплески и проводились радиолокационные наблюдения целого ряда астероидов, сближавшихся с Землей, а в 1974 году телескоп послал к шаровому звездному скоплению M13 знаменитый радиосигнал «послание Аресибо».

InSight оценил скорость сокращения марсианских суток