Астрономы открыли новую затменную двойную систему

Астрономы при помощи космического телескопа «Кеплер» открыли новую затменную двойную систему после стадии общей оболочки EPIC 216747137 и определили ее свойства. Исследования подобных объектов позволяют как разобраться в эволюции двойных звездных систем, так и в формировании горячих субкарликов. Препринт работы опубликован на портале arXiv.org.

Двойные системы после стадии общей оболочки (или PCEB) — это звездные системы, в которой один из компонентов — белый карлик, а второй — коричневый карлик или звезда главной последовательности. Во время фазы красного гиганта обе звезды погружены в газовую оболочку, с которой взаимодействовали, что приводит к постепенному рассеиванию оболочки и слиянию звезд или к образованию катаклизмической переменной

Подобное состояние двойных систем длится недолго и плохо изучено. Среди PCEB-систем, которых на сегодня известно несколько тысяч штук, выделяются редкие типы, такие как затменные системы или те, которые содержат коричневый карлик. Затменные двойные после стадии общей оболочки, в свою очередь, можно разделить на две категории: типа AA Золотой Рыбы и типа HW Девы. Последние интересны тем, что позволяют разобраться в механизмах формирования горячих субкарликов. Эти звезды характеризуются очень тонкой водородной оболочкой и массой, близкой к 0,47 массы Солнца.

Группа астрономов во главе с Роберто Сильвотти (Roberto Silvotti) из Туринской обсерватории сообщила об обнаружении новой затменной двойной системы после стадии общей оболочки EPIC 216747137, которая была первоначально обнаружена космическим телескопом «Кеплер» в ходе его расширенной программы наблюдений K2. В дальнейшем открытие подтвердили в ходе наблюдений при помощи наземных телескопов Южноафриканской астрономической обсерватории, Ла-Силья, Роке де лос Мучачос и Лас Кампанас.
Анализ данных показал, что EPIC 216747137 относится к типу HW Девы и находится на расстоянии примерно 2,9 тысячи световых лет от Солнца и на 505 световых лет ниже плоскости Млечного Пути, что делает ее частью тонкого диска Млечного пути. Основной компонент системы представляет собой горячую (около 40,4 тысячи кельвинов) субкарликовую звезду класса OB с радиусом около 0,21 радиуса Солнца и массой около 0,62 масс Солнца: она находится на стадии горения гелия.

Ее компаньон — холодный (около трех тысяч кельвинов) M-карлик радиусом около 0,14 радиуса Солнца и массой около 0,11 масс Солнца. Расстояние между звездами в системе составляет примерно 1,21 радиуса Солнца, а один оборот вокруг друг друга они совершают за 3,87 часа, при этом вращение основной звезды не синхронизировано с вращением всей системы, что встречается довольно редко.

Предполагается, что работающий сейчас в космосе телескоп TESS сможет найти новых представителей затменных PCEB-систем, что позволит лучше разобраться в эволюции двойных звезд.

Об итогах работы «Кеплера» можно узнать из нашего материала «Наследие «Звездного вестника».

Астрономы составили портрет разрушенной сверхмассивной черной дырой звезды