«Юнона» нашла спрайты в атмосфере Юпитера

Автоматическая станция «Юнона» впервые в истории зафиксировала высотные разряды в атмосфере Юпитера, похожие на земные спрайты или эльфы. Их дальнейшее изучение поможет разобраться в механизмах возникновения и отличиях от процессов, действующих в мезосфере Земли. Статья опубликована в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

Молнии в атмосфере Юпитера обнаружил в конце 1980-х годов космический аппарат «Вояджер-1», наблюдая за ночной стороной планеты. В дальнейшем их существование подтвердили аппараты «Вояджер-2», «Кассини» и New Horizons, зарегистрировавшие грозы в оптическом диапазоне, а зонд «Галилео» обнаружил на Юпитере в радиодиапазоне вистлеры, представляющие собой низкочастотные электромагнитные волны, создаваемые молниями. В настоящее время изучением атмосферных разрядов газового гиганта занимается автоматическая станция «Юнона», которая уже узнала где чаще всего вспыхивают молнии на Юпитере и составила карту гроз на газовом гиганте.

Группа астрономов во главе с Рохини Джайлсом (Rohini S. Giles) из Юго-западного научно-исследовательского института опубликовала результаты наблюдений за атмосферой Юпитера при помощи ультрафиолетового спектрографа UVS, установленного на «Юноне». Обычно этот инструмент занимается исследованием сияний на газовом гиганте, однако за четыре года работы также зафиксировал 11 кратковременных ярких вспышек, которые были похожи на молнии, но фиксировались на больших высотах.

Анализ вспышек показал, что максимальная ширина их источников оценивается в 500–2200 километров, время затухания яркости вспышек составляет примерно 1,4 миллисекунды, а в спектрах преобладает излучение полос Лаймана и Вернера молекулярного водорода. Вспышки происходили на высоте около 300 километров над облаками водяного пара, где обычно и фиксируются юпитерианские молнии. Это, по мнению ученых, означает что мы имеем дело с явлением, аналогичным земным высотным разрядам, такими как спрайты, эльфы или синие джеты. Предполагается, что «Юнона» впервые в истории зафиксировала спрайты или эльфы в атмосфере Юпитера, которые ранее предсказывались теоретически. Хотя на данный момент нет данных прямых наблюдений, позволяющих связать яркие вспышки с тропосферными молниями, исследователи отмечают, что вспышки происходят в регионах планеты, где есть условия для возникновения гроз. Дальнейшие наблюдения должны помочь лучше разобраться в природе этих явлений и сравнить их с земными атмосферными разрядами.

Как выглядят разнообразные земные «высотные молнии», можно узнать из нашей галереи «Спрайты, эльфы и синие струи»..