Планетологи подтвердили существование соленых озер под южным полюсом Марса

Планетологи благодаря данным с орбитального аппарата «Марс-Экспресс» смогли подтвердить существование подледного озера с жидкой водой, открытого в 2018 году и расположенного на южном полюсе Марса, а также найти рядом с ним еще три небольших водоема. Ученые считают, что такие резервуары с рассолом могут быть многочисленными. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Поиск следов воды на Марсе важен не только с точки зрения понимания эволюции планеты и роли воды в формировании ее рельефа, но и для оценки возможности обитаемости Марса в прошлом и планирования будущих пилотируемых полетов к Красной планете. Высохшие русла рек и дно некоторых кратеров, а также найденные роверами осадочные отложения указывают на наличие жидкой воды в прошлом Марса, а к настоящему моменту ученым известно о залежах водяного льда на поверхности Марса и под ней. В 2018 году ученые объявили, что им удалось найти подледное озеро на южном полюсе Марса, которое может содержать жидкую соленую воду и образовалось из-за недавней вулканической активности. Это открытие возобновило научные дебаты о существовании сегодня стабильных резервуаров с жидкой водой в полярных областях Марса.

Группа планетологов во главе с Себастьяном Эмануэлем Лауро (Sebastian Emanuel Lauro) из Третьего университета Рима опубликовала новые результаты анализа данных, полученных в период с 2010 по 2019 год радарным инструментом MARSIS, установленного на борту европейского орбитального аппарата «Марс-Экспресс». Ученые сосредоточились на изучении зоны размером 250×300 квадратных километров на южном полюсе Марса, которая включает в себя ранее обнаруженное подледное озеро. Целью работы было построение топографической карты местности и поиск возможных подледных озер.

В итоге ученые выяснили, что подповерхностные слои грунта в южной части исследованной области относительно сухие, в то время как в северной части района, на глубине 1,5 километра залегает озеро, обнаруженное ранее, размером от 20 до 30 километров в поперечнике. Рядом с ним находятся еще три небольших резервуара, которые отделены от озера слоями грунта. Сопоставляя данные радиолокационных наблюдений и моделирования, планетологи пришли к выводу, что озера, содержащие концентрированный рассол, богатый перхлоратами и хлоридами натрия, магния и кальция, однажды образовавшись под слоем льда, могут существовать на Марсе в метастабильном состоянии при относительно низких температурах в течение длительного периода времени по геологическим меркам.

Исследователи предполагают, что подобных резервуаров с жидкой водой может быть много под слоистыми отложениями на южном полюсе, а их исследование интересно с точки зрения возможности существования в них микроорганизмов, таких как экстремофилы, анаэробы или аэробы. Однако ученые отмечают, что не все подобные озера могут быть обнаружены в ходе радиолокационных наблюдений.

Сейчас к Красной планете направляется целый ряд новых автоматических исследовательских аппаратов: марсоход NASA «Персеверанс», несущий на себе беспилотный вертолет «Индженьюити», первый китайский марсоход и арабский орбитальный аппарат Al Amal.

Астрономы нашли кандидата в дважды детонирующую сверхновую типа Ia