Житель Гонконга повторно заразился SARS-CoV-2

В Гонконге зафиксирован первый случай повторного заражения SARS-CoV-2 сообщает South China Morning Post со ссылкой на неопубликованные результаты ученых из Гонконгского университета. Второй раз заражение случилось спустя три с лишним месяца после первого и прошло бессимптомно. Анализ геномов первого и второго патогенов показал, что они принадлежат к разным подгруппам SARS-CoV-2, а наибольшие отличия сконцентрированы на участке ORF8, который, по последним данным, помогает вирусу скрываться от иммунной системы.

Почти с самого начала пандемии регулярно появлялись сообщения о том, что тот или иной пациент заболел COVID-19 во второй раз или просто его ПЦР-тест на вирус стал снова положительным. До настоящего времени эти случаи были неподтвержденными: никаких дополнительных деталей, по которым можно было бы отличить независимую повторную инфекцию от первичной недолеченной не появлялось, а позитивные ПЦР-тесты списывали на остаточную поломанную РНК вируса.

По сравнению с ними новый случай, описанный Кельвином Кай-Вон То (Kelvin Kai-Wang To) из Университета Гонконга его коллегами выглядит гораздо убедительнее. Первые симптомы COVID-19 (температура, кашель, лихорадка и головная боль) у 33 летнего мужчины обнаружили в марте. ПЦР-тест подтверил диагноз и пациента положили в больницу, а в середине апреля выписали после того, как тесты дважды показали отсутствие коронавируса. В августе мужчина возвращался из Испании домой и в аэропорту ему пришлось снова пройти тестирование, которое вновь обнаружило коронавирус. Мужчину вновь госпитализировали, хотя никаких симптомов у него не было: врачи нашли у него лишь слегка повышенный уровень с-реактивного белка и гипокалиемию.

Серия повторных количественных тестов показала, что вирус в его организме все-таки есть, и его количество постепенно снижается, а антитела IgG к коронавирусу появились на третий день повторного заражения и исчезли на пятый. Все эти данные подтверждают, что мужчина действительно снова заразился коронавирусом, но, — возможно, благодаря иммунитету после предыдущей инфекции, — бессимптомно. Слабый антительный ответ, по мнению ученых, необязательно указывает на общий слабый иммунитет против коронавируса, — в нем, например, могли участвовать и Т-клетки. То, что Т-клеточный ответ при COVID-19 очень важен, а большое количество антител часто находят у тяжелых больных, неоднократно подтверждено другими исследованиями.

После вторичного подтверждения диагноза ученые сравнили геномы вирусов и оказалось, что они отличаются. Первый группируется с другими вирусами клады 19V по классификации Gisaid, изолированными в марте-апреле, а второй — с июльскими вирусами клады G. Кроме того, у первого вируса на участке ORF8 произошла мутация, благодаря которой появился новый стоп-кодон и вирус лишился участка белка длиной 58 аминокислот. Недавнее исследование предположило, что ORF8 помогает вирусу ускользнуть от иммунитета, понижая уровень молекул MHC-1 в больной клетке, а по результатам свежей статьи в The Lancet, другая обширная делеция в ORF8 (∆382) связана с более легким течением COVID-19. Кроме участка ORF8 вирусы отличались еще в 23 позициях,13 из которых привели к заменам аминокислот в разных белках.

Авторы исследования предполагают, что какие-то из перечисленных мутаций привели к повторному заражению, и делают неутешительный вывод, что вряд ли коллективный иммунитет к COVID-19 позволит полностью извести вирус, — благодаря мутациям он все равно сможет заражать уже переболевших людей. При этом — если судить по единственному известному случаю — повторно заражение проходит практически без симптомов.

Бессимптомное течение во многих пациентах это одна из ключевых характеристик инфекции SARS-CoV-2, отличающая ее от предшественников. Как оно проходит и могут ли бессимптомники передать вирус другим мы рассказываем в нашем материале «Невидимая корона».

Вера Мухина