Трещины на Ганимеде посчитали самой большой ударной структурой в Солнечной системе

Трещины на Ганимеде, крупнейшей луне Юпитера, могли остаться после его столкновения с другим крупным небесным телом, сообщается в журнале Icarus. Если гипотеза ученых верна, то наблюдаемые следы можно считать самой крупной ударной структурой из известных сегодня.

Ганимед — самый крупный спутник в Солнечной системе и девятый по величине в ней объект, который превосходит по размерам даже Меркурий. Его диаметр составляет 5,2 тысячи километров, а масса — больше масса Луны примерно в два раза. Исследования Ганимеда с помощью различных космических станций, включая «Вояджер-1», «Вояджер-2» и «Галилео», показали, что его поверхность покрыта концентрическими бороздами, ширина каждой из которых составляет несколько километров. Астрономы предполагали, что трещины могли появиться в результате столкновения луны с другим небесным телом, однако сила и масштаб события до сих пор оставались не ясны.

Наоюки Хирата (Naoyuki Hirata) из Университета Кобе вместе с коллегами заново проанализировал снимки, полученные прошлыми миссиями, и обнаружили, что трещины на Ганимеде больше, чем считалось раньше. Согласно их оценкам, длина борозд составляет примерно 16 тысяч километров — то есть они почти полностью обхватывают поверхность юпитерианской луны. Симуляция, построенная астрономами, показала, что трещины могли появиться в результате столкновения Ганимеда с другим небесным телом диаметром 300 километров. Если это действительно так, то следы на спутнике Юпитера — самая крупнейшая ударная структура в Солнечной системе, которая превосходит по размерам даже бассейн Южный полюс — Эйткен длиной 2500 километров: по мнению ученых, он появился после падения 200-километрового астериода.

Авторы предполагают, что неизвестное небесное тело упало на Ганимед около четырех миллиардов лет назад в районе, известном как область Мариус. С тех пор поверхность спутника сильно изменилась из-за вулканизма и тектонической активности, что стерло некоторые следы с поверхности. Однако борозды сохранились на более старых и темных участках, которые покрывают примерно треть поверхности, и поэтому астрономы видят оставшиеся в результате столкновения трещины, но не сам ударный кратер.

Падение астероида должно было сильно повлиять на геологию и внутреннюю эволюцию Ганимеда. Поэтому данные, полученные в ходе будущих миссий, таких как JUICE или Europa Clipper, позволят проверить выводы авторов.

Ранее ученые выяснили, что Ганимед вместе с другой луной, Ио, оставляет отпечатки на полярном сиянии, которое наблюдается на полюсах Юпитера.

Астрономы однозначно обнаружили гидрид хрома в атмосфере горячего юпитера