В поселении кочевников хунну не нашли разделения на кварталы бедных и богатых

Иволгинское городище — единственный известный город кочевников хунну — оказался довольно большим поселением: в нем жили несколько тысяч человек, причем бедные — бок о бок с богатыми. Возможно, в качестве денег жители использовали раковины каури. Об этом исследователи рассказали на IV Международном конгрессе средневековой археологии Евразийских степей, который прошел с 16 по 21 сентября в Улан-Удэ.

Хунну называют конфедерацию кочевых племен, которые населяли территории современной Монголии, северо-запада Китая и юга Сибири. В III веке до нашей эры они основали империю, которая занимала большую часть Монголии и Южной Сибири. В середине I века нашей эры империя хунну раскололась на северную и южную части. В 155 году нашей эры Северную империю завоевали кочевые племена сяньби.

С I века до нашей эры по I век нашей эры на окраине Северной империи хунну существовала пограничная крепость и одновременно торговый, земледельческий и ремесленный центр. Он находился на территории современной Бурятии, в 15 километрах к юго-западу от Улан-Удэ. В конце 1920-х годов поселение хунну описали советские археологи, и с тех пор здесь периодически проводили раскопки. Иволгинский археологический комплекс (так называют само поселение хунну — в честь Иволгинского района, на месте которого оно расположено) состоит из двух городищ, большого и малого, и могильника. На сегодняшний день это единственный известный город империи хунну.

Предположительно, огороженное валами малое городище служило загоном для скота, и в нем никто не жил. Большое городище представляло собой крепость квадратной формы площадью 11,5 гектаров, окруженное стенами и четырьмя валами. В советское время здесь раскопали 54 строения: в основном, это были стоявшие близко друг к другу жилые дома. Им придавали квадратную форму, стены и пол обмазывали глиной. Обогревали жилище с помощью очага, сооруженного из каменных плит. В центре городища ученые также нашли большой прямоугольный дом, вероятно принадлежавший правителю. Поселение существовало около 200 лет. По-видимому, его разорили и сожгли во время нападения.

В первоначальной версии заметки была допущена ошибка. Площадь Большого городища составляла 11,56 гектаров, а не 340 квадратных метров, как было указано. Редакция приносит извинения читателям

В 2017 году ученые под руководством директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН Николая Крадина вновь начали раскопки большого городища. «Мы решили снова обратиться к изучению Иволгинского городища, чтобы на основе современных методов получить новые результаты. Уникальность этого памятника заключается в том, что на настоящий момент это единственный известный город хуннской империи. Все остальные городища, которые находятся на территории Монголии, городами как таковыми не являются, а, скорее всего, представляют собой ритуальные объекты вроде тюркских поминальных памятников», — объяснил Крадин.

За время работ исследователи нашли остатки еще трех строений, кости мелких животных и рыб, остатки зерен ячменя и проса, и множество артефактов. Среди них были фрагменты браслетов, подвесок и бусины, сделанные из кости и различных минералов, остатки керамики, орудия из бронзы и камня. В северной части поселения ученые нашли много шлаков, вероятно, оставшихся после выплавки металлов, из чего исследователи заключили, что в этой части могли располагаться ремесленные мастерские.

«Жители Иволгинского городища занималось охотой, рыболовством, скотоводством, земледелием и ремеслами. Определение костных остатков выявило разведение следующих домашних животных: крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней. Кроме того, найдено значительное количество костей собаки. Животные охотничьего промысла представлены изюбрем, лосем, дзереном, косулей, медведем, кабаргой, зайцем, лисицей и сурком. Из всех видов доминирующее положение занимает косуля», — объясняет научный сотрудник ИМБТ СО РАН Александр Симухин.

Геофизические исследования позволили изучить планировку большого городища. По оценкам исследователей, в поселении жили несколько тысяч человек. В городе было несколько улиц с домами разного статуса и не было отдельных кварталов для бедных и богатых: они жили вперемешку.

В числе интересных находок археологи называют раковины каури, которые, вероятно, служили местным жителям деньгами. Исследователи находили и сами раковины, и их копии, сделанные из других материалов, в том числе из бронзы, более крупные обточенные раковины. Их использовали в качестве денег еще в каменном веке. Раковины каури находили еще в неолитических погребениях Западного Забайкалья.

Недавно ученые выяснили, что хунну, которые мигрировали из Восточной в Центральную Азию, в конце I века до нашей эры смешивались со скифами. Это удалось выяснить с помощью анализа генома древних людей, которые жили на территории центральноазиатских степей.

В Костёнках нашли нашивки из ростров белемнитов и девонского коралла