Ученые описали гибрид нарвала и белухи

Биологи описали гибрид нарвала и белухи, сообщается в Scientific Reports. Он оказался самцом, матерью которого была самка нарвала, а отцом — самец белухи. В руки ученых попал только череп животного, поэтому они проанализировали только строение зубов, которое различается у обоих видов, а о внешнем виде гибрида ничего не известно.

Зубатые киты белухи (Delphinapterus leucas) и нарвалы (Monodon monoceros) являются единственными представителями семейства нарваловых. Они примерно одинаковых размеров: самцы достигают 5,5 метров в длину и весят 800-1600 килограммов, самки немного мельче самцов. Виды различаются окраской — взрослые белухи белого или светло-серого цвета, нарвалы покрыты серыми, коричневыми и белыми пятнами. У белух бывает до 40 зубов, у нарвалов зубов нет (они глотают добычу целиком) за исключением двух верхних. Один из них (как правило, у самцов) образует бивень, который может достигать в длину трех метров, а второй обычно не прорезается. Однако изредка у нарвалов вырастает два бивня. Оба вида обитают в Арктике и их ареалы частично пересекаются. Период спаривания у белух продолжается с весны до осени, у нарвалов пик приходится на весну. Оба вида питаются рыбой и головоногими. Белухи способны нырять за добычей на глубину до 500 метров, нарвалы — еще глубже, до 800 метров.

Предположительно, последний общий предок двух видов жил около пяти миллионов лет назад. Однако нарвалы и белухи неоднократно скрещивались между собой и позднее; перенос генов между ними прекратился 1,25-1,65 миллиона лет назад. Недавно ученые обнаружили новое свидетельство скрещивания двух видов. В 1990 году ученым попал в руки череп кита странного вида. После первоначального осмотра исследователи предположили, что он принадлежал гибриду нарвала и белухи. Череп был крупнее, чем черепа белух и нарвалов, с зубами, но некоторые из них были ориентированы горизонтально. Охотник, который занимался промыслом в заливе Диско на западе Гренландии, рассказал, что он поймал не только эту особь, но и двух похожих, но их останки не сохранились. Череп долго хранился в Национальном музее Дании в Копенгагене, пока датские и канадские исследователи под руководством Элин Лоренцен (Eline Lorenzen) из Копенгагенского университета не начали его анализировать.

Исследователи взяли образцы ДНК из зубов и секвенировали митохондриальный и ядерный геномы животного. В качестве референсных они использовали геномы восьми нарвалов и белух, обитающих неподалеку от Западной Гренландии. Также ученые проанализировали соотношения изотопов углерода (δ13C) и азота (δ15N), которые позволяют оценить рацион животного. В частности, соотношение изотопов азота свидетельствует о том, на каком трофическом уровне находится добыча животного, то есть позволяет определить ее место в пищевой цепи. Соотношение изотопов углерода позволяет оценить, какими организмами питалось морское животное — придонными или пелагическими (живущими в толще воды). В качестве референсных авторы исследования использовали данные, полученные из коллагена 18 нарвалов и 18 белух.

Оказалось, что череп принадлежал гибриду, самцу, матерью которого была самка нарвала, а отцом — самец белухи. Генетически он на 54 процента был похож на белуху и на 46 — на нарвала. Ученые отмечают, что продолжительный брачный сезон и миграции (оба вида зимой мигрируют на юг) уменьшают вероятность перекрывания ареалов. Залив Диско является одним из немногих известных мест, где во время брачного сезона встречается много белух и нарвалов.

Соотношение изотопов углерода и азота в останках гибрида отличалось от соотношения изотопов и у нарвалов, и у белух. Значение δ13C оказалось необычно высоким. Это говорит о том, что гибрид кормился по большей части придонными животными, а не пелагическими (то есть, теми, кто живет в толще морских вод и составляет обычный рацион нарвалов и белух). По мнению ученых это могло быть связано с его необычным строением зубов. Но судя по значению δ15N, которое сравнимо у нарвалов, белух и гибрида, его добыча находилась на том же месте в пищевой цепи, что и рыба и головоногие, которыми питаются нарвалы и белухи.

Недавно биологи выяснили, что у самок и нарвалов, и белух наступает «менопауза», то есть с определенного возраста они утрачивают способность к размножению. Таким образом, на сегодняшний день известно пять видов млекопитающих, у которых существует пострепродуктивный период, человек и четыре вида зубатых китов — помимо нарвалов и белух это косатки и короткоплавниковые гринды.

В металлических котлах IV тысячелетия до нашей эры нашли остатки пищи