Астрономы усомнились в существовании первой потенциальной экзолуны

Команда астрономов из Гарварда попыталась воспроизвести работу своих коллег, обнаруживших первую потенциальную экзолуну, и им это не удалось, причем никто из ученых не может понять, с чем связана разница в результатах и существует ли на самом деле эта экзолуна. Препринт статьи опубликован на сайте arXiv.org.

Объект-кандидат в первые экзолуны ученые обнаружили летом 2017 года у планеты Kepler-1625 b, примерно в четырех тысячах световых лет от Земли. Сигнал спутника был зарегистрирован во время трех транзитов Kepler-1625 b по диску материнской звезды — это небольшая статистика, и поэтому астрономы не могли однозначно сказать, является ли этот объект первой известной человечеству экзолуной. Более того, как рассказывает издание New Scientist, повторный анализ данных «Кеплера» заставил усомниться в первоначальных выводах.

Чтобы получить больше данных, ученые решили пронаблюдать систему Kepler-1625 с помощью космического телескопа «Хаббл». Данные «Хаббла», обработанные первооткрывателями экзолуны Дэвидом Киппингом (David Kipping) и Алексом Тичи (Alex Teachey) из Колумбийского университета, свидетельствовали о том, что у Kepler-1625 b действительно есть спутник размером с Нептун. Однако теперь Лора Крейдберг (Laura Kreidberg) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра и ее коллеги заново обработали исходные данные космического телескопа и не смогли подтвердить существование экзолуны.

«Я сделала все, что могла, чтобы точно воспроизвести все шаги исходных авторов, и обнаружила, что не могу воспроизвести их результат», — сказала Крейдберг New Scientist. Ей и ее группе не удалось обнаружить сигнал спутника при транзите планеты по диску звезды — скорее всего, это был артефакт обработки данных, заключают ученые в статье.

Издание отмечает, что обе команды перепроверили работы друг друга и не смогли найти ни ошибок, ни просто различий в последовательности действий, которые могли бы привести к разным результатам. При этом заявка Киппинга и Тичи на дополнительное время «Хаббла» для наблюдений Kepler-1625 в мае этого года была отклонена, так что ученые не верят, что им удастся окончательно подтвердить или опровергнуть существование этой экзолуны.

О потенциальной экзолуне и других научных итогах девятилетней работы телескопа «Кеплер» читайте в нашем материале «Наследие «Звездного вестника».

InSight оценил скорость сокращения марсианских суток