Умеренное употребление алкоголя не снизило риск инсульта и инфаркта

Защитный эффект небольших доз алкоголя, на возможность которого указывали проспективные исследования, не нашел подтверждения в новой работе, которая включала более 500000 жителей Китая. Генетико-эпидемиологический анализ показал, что у умеренно пьющих людей вероятность развития инфаркта не ниже, чем у непьющих, а с увеличением дозы алкоголя рос риск инсульта. Статья опубликована в журнале The Lancet.

Вред алкоголя для здоровья хорошо изучен. Вместе с тем, данные ряда проспективных исследований указывают, что у тех, кто пьет его в умеренных количества, несколько реже развиваются инфаркт миокарда и инсульт. Однако связь, показанная в таких исследованиях, не значит, что именно алкоголь является причиной улучшения здоровья.

Генетические исследования могут помочь проверить, действительно ли существует защитное действие алкоголя. Некоторые генетические варианты могут влиять на обмен алкоголя и его метаболитов. Ген ALDH2 кодирует фермент альдегиддегидрогеназу, который расщепляет ацетальдегид, продукт распада алкоголя. Это вещество в большой мере ответственно за плохое самочувствие после злоупотребления спиртным. Вариант ALDH2-rs671 даже при гетерозиготном носительстве существенно подавляет распад ацетальдегида. Носители его гомозиготного варианта практически не пьют алкоголь, что позволяет сравнить ничтожно малый уровень потребления алкоголя с умеренным. Менее важным является вариант rs1229984 гена ADH1B, который, наоборот, ускоряет очищение организма от алкоголя, также снижая интерес к пьянству.

Генетические исследования c когортами участников европейского происхождения не могут достоверно сравнить эффекты незначительного и умеренного употребления спиртного, поскольку среди европейцев указанные варианты не играют такой ограничевающей роли. Оба  генотипа распространены в юго-восточной Азии, и отвечают за огромную разницу в интенсивности употребления алкоголя населением. Генетико-эпидемиологичекое исследование, включающее участников из этого региона, может нагляднее показать связь потребления разных объемов алкоголя с риском инсульта и инфаркта.

Группа ученых под руководством Ионы Миллвуд (Iona Y Millwood) и Робина Уолтерса (Robin G Walters) из Оксфордского университета изучила причинно-следственную связь между алкоголем и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для этого они сопоставили результаты обычного и генетического эпидемиологических исследований. Выборка научной работы включала 512715 жителей 10 регионов Китая, которые участвовали в китайском проспективном исследовании China Kadoorie Biobank.

Для эпидемиологического анализа, который в статье называют обычным, противопоставляя его генетико-эпидемическому анализу, ученые воспользовались данными China Kadoorie Biobank, сведения о сердечно-сосудистых болезнях участников исследователи брали из электронных историй болезни. Информация о потреблении алкоголя была получена со слов самих участников. Авторы указывают, что это является важным методологическим ограничением всех подобных исследований.

Результаты обычного эпидемиологического анализа в этой работе согласовывались с данными, полученными ранее в мета-анализе 83 проспективных исследований, проведенных преимущественно с европейскими участниками. Они могут быть представлены в виде U-образных графиков: умеренный прием алкоголя (около 100 грамм в неделю) был в разной степени связан со снижением риска развития ишемической болезни сердца (ИБС), инфаркта и инсультов по сравнению с таковым у непьющих, включая пивших в прошлом, а также выпивающих более 280 грамм в неделю.

Чтобы оценить возможность причинной связи между умеренным употреблением алкоголя и сердечно-сосудистыми заболеваниями, авторы провели генетико-эпидемический анализ. Сначала они генотипировали 161498 участников исследования с целью выявления генетических вариантов rs671 и rs1229984. Исходя из сочетаний вариантов этих генотипов они сформировали девять групп, для каждой из которых был определен профиль употребления алкоголя. Такие профили были довольно показательными. Например, среди гомозиготных носителей более важного с точки зрения генетической эпидемиологии варианта rs671 встречался только один процент пьющих людей — они выпивали в среднем 3 грамма алкоголя в неделю.

Стандартный, генетический и эпидемиологический анализы показали связь между употреблением алкоголя и уровнем артериального давления. Систолическое артериальное давление увеличивалось на 4,5–5 миллиметров ртутного столба на каждые 280 грамм алкоголя в неделю. Результаты генетико-эпидемического анализа разошлись с данными обычной эпидемиологии при оценке связи между количеством выпиваемого и риском инсульта, ИБС и инфаркта миокарда: при генетическом исследовании стандартный U-образный график не получался ни для одной из патологий.

Риск инсульта последовательно увеличивался с ростом количества выпиваемого алкоголя, предсказанного генотипом. Вероятность ишемического и геморрагического инсульта (кровоизлияния в мозг) увеличивалась на 27 процентов и 58 процентов соответственно на каждые 280 грамм алкоголя в неделю. Ученые подсчитали, что у участников исследования алкоголь был ответственным примерно за 8 процентов ишемических и 16 процентов геморрагических инсультов. Они отмечают, что этот эффект почти вдвое превысил результаты, которые они ожидали увидеть, исходя из воздействия алкоголя на давление.

Согласно генетико-эпидемическому анализу, от инфаркта и ИБС умеренные дозы алкоголя тоже не спасали. Для всех групп влияние алкоголя на риск инфаркта и ИБС было низким. Ученые делают оговорку, что количество инфарктов в исследовании было небольшим, поэтому реальный риск от употребления алкоголя не может быть исключен полностью.

«Умеренное употребление алкоголя не дает защиты от инсульта. Даже умеренное употребление алкоголя увеличивает шансы его возникновения. Наши выводы по поводу инфаркта менее выразительны, поэтому мы планируем собрать больше данных», - сказал соавтор исследования профессор Женгмин Чен (Zhengming Chen) с кафедры популяционного здоровья Наффтлда (Nuffield Department of Population Health) Оксфордского университета.

«Генетические данные показывают, что кажущиеся защитные эффекты умеренного употребления алкоголя – преимущественно следствие не действия самого алкоголя, а в основном продукты обратной причинной зависимости и искажений», - пишут авторы в выводах исследования.

В исследовании только 2 процента женщин употребляли алкоголь по сравнению с 33 процентами мужчин, поэтому описанные генетические варианты могли использоваться только для прогнозирования употребления алкоголя мужчинами. Ученые отмечают, что если алкоголь влияет на сердечно-сосудистую заболеваемость, то роль этих генетических факторов у мужчин и женщин различна.

Авторы подчеркивают, что подобное исследование невозможно провести с западными популяциями, но считают, что выводы их работы могут быть применимы ко всему человечеству.

Ранее ученые обнаружили 566 генетических вариантов, которые могут обусловливать зависимость от алкоголя и табака. Также ученые связали риск смерти от злоупотребления алкоголем с низким социоэкономическим статусом.

Андрей Украинский