Американцы нашли старейшего представителя тираннозаврид в Северной Америке

В США нашли окаменелости нового рода и вида тираннозаврид, живших около 95 миллионов лет назад, сообщается в Scientific Reports. Это старейший представитель группы, живший в меловой период на территории, которая сегодня относится к Северной Америке. По сравнению со своими гигантским знаменитым родственником, тираннозавром, рептилия была миниатюрной, чуть больше метра в длину, но тоже хищной.

Клада тираннозаврид существовала примерно 100 миллионов лет, с середины юрского до конца мелового периода (66-165 миллионов лет назад). Представители семейства обитали на суперматерике Лавразия, который объединял территории, сейчас входящие в состав Евразии и Северной Америки. В начале своей эволюции тираннозавриды были сравнительно небольшими, взрослые особи достигали в длину 1,6–3 метра, но постепенно они увеличивались в размерах. Один из последних представителей клады, тираннозавр (Tyrannosaurus rex), живший 66–67 миллионов лет назад, был одним из крупнейших когда-либо живших сухопутных хищников. эти рептилии достигали в длину 12 метров и весили до десяти тонн.

Тираннозавриды, жившие в меловом периоде на территории современной Азии, неплохо изучены. Известны как минимум шесть видов этой группы, обитавших 83 миллиона лет назад и раньше. В то же время окаменелости тираннозаврид в Северной Америке находили гораздо реже, и они принадлежали динозаврам, жившим либо в конце юрского (150 миллионов лет назад), либо в конце мелового периодов (81 миллион лет назад и позднее). Что происходило с группой в промежутке, было неизвестно.

Палеонтологи под руководством Линдси Занно (Lindsay Zanno) из Музея естественной истории Филда описали новый род и вид тираннозаврид, который позволил прояснить картину. Окаменелости трех особей Moros intrepidus нашли в штате Юта на юго-западе США, в отложениях, образовавшихся 94–96,4 миллиона лет назад. От двух особей сохранились отдельные зубы, от третьей, молодой, окончательно не выросшей рептилии, остались кости правой задней конечности и зубы. Эти динозавры оказались одними из самых маленьких тираннозаврид. Вероятно, они достигали в длину 1,2 метров и весили около 78 килограммов. M.intrepidus, как и другие представители клады, были хищниками, но, из-за их миниатюрных размеров находилось немало желающих поохотиться на них самих.

Исследователи сравнили окаменелости M.intrepidus и других представителей группы и пришли к выводу, что в середине мелового периода азиатские тираннозавриды мигрировали в Америку и наоборот (напомним, все это происходило в пределах Лавразии). Также ученые выяснили, что американские представители группы оставались миниатюрными в течение примерно 15 миллионов лет в середине мелового периода, а затем, в промежутке между 94 и 81 миллионами лет назад, примерно за 15 миллионов лет выросли.

Ранее палеонтологи предположили, что у тираннозаврид на кончике морды была чувствительная чешуя, которая позволяла им искать место для гнезда и следить за подходящей температурой кладки. Возможно, сенсорный орган также помогал рептилиям искать партнеров для спаривания.

Древний причал Фанагории построили из импортного камня