Северную Африку отнесли к древнейшим местам обитания человека

Древнейшие гоминины (люди или австралопитеки) появились в Северной Африке намного раньше, чем предполагали антропологи, говорится в Science. Исследователи нашли в Алжире каменные орудия и кости животных со следами разделки и датировали их периодом 1,9–2,4 миллиона лет назад.

Древнейшие известные нам каменные орудия достоверно датированы возрастом 1,9–2,6 миллиона лет назад. Их нашли в Восточной Африке — на территории Кении, Танзании и Эфиопии. Исходя из этого палеоантропологи полагали, что в Северной Африке гоминины появились намного позже. Но 20 лет назад археологи обнаружили в формации Айн эль-Ханех на северо-востоке Алжира каменные артефакты, сделанные около 1,8 миллиона лет назад по древнейшей из известных олдувайской технологии.

Ученые из пяти стран под руководством Мухамеда Сахнуни (Mohamed Sahnouni) из Национального исследовательского центра эволюции человека продолжали раскопки в Айн эль-Ханех и в 2006–2008 годах обнаружили в Айн Бушерит (Ain Boucherit) два стратиграфических слоя, в которых сохранились каменные артефакты и кости животных со следами разделки. Орудия, среди которых были одно- и двусторонние рубила и отщепы были сделаны из песчаника и кремня. Среди останков исследователи нашли кости Kolpochoerus heseloni, древней свиньи, предположительно, исчезнувшей около 1,7 миллиона лет назад; вымершей лошади Equus numidicus и представителя семейства слоновых Anancus, который вымер около 2,5 миллионов лет назад.

Исследователи датировали артефакты и осадочные породы, где их нашли, несколькими методами. С помощью палеомагнитного датирования можно измерить остаточную намагниченность породы — интенсивность и направление магнитного поля в определенный момент времени. Электронный парамагнитный резонанс позволяет измерить радиоактивный распад в кварце и карбонатных породах. В результате они оценили возраст верхнего слоя в 1,92, а нижнего слоя — в 2,44 миллиона лет. Кроме того, авторы статьи оценили время исчезновения животных, кости которых они нашли в Айн Бухерит, и посмотрели насколько оно совпадает с полученной датировкой.

«По всей видимости, гоминины, современные [самке австралопитека] Люси (которая жила около 3,2 миллиона лет назад), бродили по Сахаре. Их потомки, возможно, оставили обнаруженные в Алжире археологические «автографы», сделанные в ту же эпоху, что артефакты из Восточной Африки», — говорит соавтор исследования доктор Силеши Симав (Sileshi Semaw) из Национального исследовательского центра эволюции человека.

В прошлом году исследователи сообщили о том, что в Северной Африке, в Марокко нашли древнейшие из известных останков Homo sapiens, возраст которых оценивается в 315 тысяч лет.

Изначально в заметке содержались ошибки. Кремень, о котором идет речь в исследовании был назван кремнием, а кварц — карбонатной породой. На самом деле кварц является диоксидом кремния. Редакция приносит свои извинения читателям.

В Испании нашли убитых в раннем бронзовом веке мужчин