Вирус Марбург спрятался в семенниках макак. Но его нашли

Американские ученые нашли скрытый резервуар «брата Эболы» вируса Марбург в организме переболевших обезьян. Оказалось, что вирус прячется в клетках Сертоли семенников, и инфекция вызывает разрушение их тканей. В публикации в журнале Cell Host&Microbe авторы предположили, что быстрое начало лечения филовирусной инфекции не даст вирусу распространиться в ткани семенников и поможет предотвратить последующую передачу инфекции половым путем.

Вирусы Эбола и Марбург относятся к семейству филовирусов и вызывают острые гемморагические лихорадки, которые в среднем в половине случаев приводят к смерти заболевшего. Кроме того, переболевший человек может долго оставаться носителем вируса — как показали исследования второй половины XX века и недавняя эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке, вирус Эбола нередко присутствует в семенной жидкости мужчин, которые перенесли инфекцию, и детектируется в сперме даже спустя два года после выздоровления. По этой причине ВОЗ рекомендовала переболевшим Эболой воздерживаться от незащищенных половых контактов, чтобы не заражать партнеров. Вирус Марбург также был детектирован в сперме переболевшего человека, и был официально зарегистрирован случай его передачи половым путем.

Исследователи из Военно-медицинского исследовательского института инфекционных болезней США обнаружили, что филовирусы также детектируются в тканях глаза и семенников переболевших макак. В данном исследовании ученые работали не с самими животными, а с архивными образцами тканей, оставшихся после двух крупных экспериментов. В первом из них макак заражали, а потом лечили кандидатными противовирусными препаратами. Как показал анализ образцов тканей 97 переболевших животных, вирус Марбург присутствовал в упомянутых тканях у четверти макак, причем у самцов он преимущественно обнаруживался в семенниках. Иммунофлуоресцентный анализ тканей семенников против вирусного гликопротеина показал, что вирус в основном локализуется в клетках Сертоли, окружающих семенные канальцы.

Семенники — это орган с так называемой иммунной привилегией, то есть клетки иммунитета имеют туда ограниченный доступ. Клетки Сертоли в том числе участвуют в формировании противоиммунной защиты сперматоцитов. Авторы работы выяснили, что инфекция клеток Сертоли вирусом привела у подопытных животных к нарушению гемато-тестикулярного барьера, и в семенники проникли Т-лимфоциты. С одной стороны, инфильтрация лимфоцитов привела к развитию воспаления и разрушению ткани семенников. С другой стороны, среди этих лимфоцитов нашли значительное количество регуляторных клеток (Treg), которые подавляют иммунный ответ против вируса, поэтому ему ничего не мешает сидеть в семенниках в течение длительного времени. Исследователи предположили, что иммунотерапия, направленная против Treg, может избавить переболевших от затаившегося вируса.

Во втором эксперименте на макаках, образцы тканей которых анализировали авторы работы, животных заражали высокой дозой вируса и подвергали эвтаназии последовательно со второго по восьмой день инфекции. Как выяснилось, вирусная РНК детектируется в лимфоузлах и селезенке уже на второй день, но до семенников вирус добирается только спустя семь дней. Из этого наблюдения ученые сделали важный вывод, что рано начатое лечение кандидатными препаратами может предотвратить проникновение и последующее сохранение вируса в семенниках.

Эксперименты на мышах во время недавней эпидемии вируса Зика показали, что клетки Сертоли могут быть скрытым резервуаром и для этого вируса. Вирус Зика, эпидемия которого отгремела в Латинской Америке, принадлежит к другому семейству, нежели вирусы Эбола и Марбург. Тем не менее, несмотря на относительную безвредность для взрослых людей, вирус опасен для развивающегося плода и тоже обнаруживается в сперме мужчин, перенесших инфекцию.

Прием антидепрессантов во время беременности матери снизил объем серого вещества у детей