Японские инженеры создали робота-пожарного, умеющего висеть в воздухе за счет водяных струй. Он умеет отслеживать свое положение и сохранять равновесие, меняя направление струй, рассказывают разработчики в журнале IEEE Robotics and Automation Letters. Робот был представлен на конференции ICRA 2018.
В некоторых случаях пожарным сложно пробраться непосредственно к источнику огня, чтобы потушить его. К примеру, пожар может происходить в большом здании, в которое невозможно безопасно проникнуть через основной вход. Для таких случаев инженеры предлагают использовать летающих роботов-пожарных, способных подобраться к месту возгорания через окна или другие части здания. Например, латвийская компания Aerones создала для этого дрон, получающий энергию и воду с земли, и распыляющий ее через шланг.
Инженеры под руководством Сатоси Тадокоро (Satoshi Tadokoro) из Университета Тохоку создали летающего робота, который висит в воздухе за счет водяных реактивных струй. Робот состоит из шланга для воды и модулей с соплами. Основной модуль установлен на конце шланга и он используется как для удержания шланга в воздухе, так и для тушения пожара. Если шланг нужно сделать длиннее, на его протяжении можно установить дополнительные модули с соплами.
Поскольку сам по себе шланг с реактивными струями нестабилен, разработчики создали для него систему управления. Вместо того, чтобы менять интенсивность потока жидкости, они выбрали конструктивно более простую схему и решили менять его направление. Для этого они закрепили часть сопел на электромоторах. Кроме того, на каждых 40 сантиметрах шланга установлены инерциальные модули, отслеживающие свое перемещение с высокой точностью. Инженеры написали алгоритм, позволяющий роботу отслеживать положение всех своих сегментов и компенсировать перемещения за счет поворота сопел.
Ранее корейские инженеры создали для пожарных специальный квадрокоптер. Его уязвимые части покрыты арамидной тканью, защищающей его от огня. Он умеет не только летать, но и прижиматься к стенам и перемещаться по ним на колесах. Дрон оснащен лазерным сканером, альтиметром и гиростабилизатором для ориентации в пространстве, а также тепловизором для поиска людей и очагов возгорания.
Григорий Копиев
Он может сам подключаться к зарядной станции
Инженеры разработали дешевое решение для автономной подзарядки электрических мультикоптеров. Система под названием AutoCharge представляет собой зарядную станцию с коннектором, оснащенным электромагнитом. Дрон также оснащается магнитным коннектором, размещенном на конце гибкого шнура. При сближении дрона со станцией, коннекторы притягиваются друг к другу, обеспечивая надежное электрическое соединение на время зарядки батареи. Препринт статьи опубликован на сайте arxiv.org. На сегодняшний день мультикоптеры — наиболее популярный тип беспилотных летательных аппаратов. Однако при всех достоинствах, дроны, построенные по этой схеме, обладают ключевым недостатком, который заключается в относительно невысокой продолжительности полета. Для большинства существующих моделей оно не превышает получаса. Увеличение количества батарей на борту приводит к утяжелению дрона и снижению массы полезной нагрузки, которую он способен нести. Например, квадрокоптер US-1, созданный компанией Impossible Aerospace способен на одном заряде провести в воздухе целых два часа и пролететь около 75 километров, но его собственная масса при этом составляет 7,1 килограмма, а полезная нагрузка массой всего лишь 1,3 килограмма снижает время полета со 120 минут до 78. Другой подход к увеличению времени полета дрона — использовать системы автоматической замены или подзарядки батарей в формате зарядных станций, расположенных на пути беспилотника. Однако существующие на сегодняшний день решения (гнезда дронов) не универсальны, имеют сложную конструкцию и высокую стоимость. Кроме того, от мультикоптера обычно требуется точная посадка на платформу, что не всегда легко реализовать на открытом воздухе. Группа инженеров под руководством Джузеппе Лоянно (Giuseppe Loianno) из Нью-Йорского университета разработала простое и дешевое решение AutoCharge для автономной подзарядки дронов любого размера. Оно представляет собой небольшую док-станцию на верхней части которой располагается электрический коннектор, совмещенный с электромагнитом. К дрону крепится гибкий шнур, один конец которого подсоединен к схеме питания батареи дрона, а на другом конце располагается коннектор с постоянным магнитом. Когда батарея беспилотника разряжается ниже порогового значения, он подлетает к зарядной станции. Свободно свисающий на конце шнура магнитный коннектор дрона оказывается в зоне действия магнитного поля электромагнита, встроенного в коннектор на док-станции, притягивается к нему и происходит их стыковка. Правильному и надежному соединению также способствуют отверстия, расположенные на коннекторе док-станции и выступающие штифты на коннекторе дрона. После успешного соединения электромагнит, встроенный в док-станцию, отключается и начинается зарядка батареи дрона. В этот момент дрон может приземлиться рядом или продолжать выполнять задачи в воздухе. После восполнения заряда батареи беспилотник может продолжать полет. Для этого он механически отсоединяет свой коннектор от зарядной станции, на которой с небольшой задержкой снова включается электромагнит, для выполнения следующей стыковки. По словам разработчиков, такая схема зарядки проста, подходит для дронов разных размеров и не требует использования сложных алгоритмов и механизмов для точной посадки, а стоимость док-станции с выполненным с помощью 3D печати корпусом не превышает 50 долларов. Длина шнура может подбираться в зависимости от задач. Например, если дрону не требуется находиться в воздухе во время зарядки, шнур может быть коротким. Это снижает массу дрона и повышает эффективность зарядки, а также почти не влияет на точность управления в полете. https://www.youtube.com/watch?v=6xYvI-qIe3M&t=11s Разработчики провели эксперимент, в ходе которого тестовый квадрокоптер действовал полностью автономно. После полетов по заданной траектории и уменьшения напряжения батареи до минимума дрон подключался к зарядной станции. Зарядив батарею, беспилотник отсоединял коннектор и вновь продолжал полет до очередного разряда. Эксперимент продолжался в течение десяти часов. В будущем инженеры планируют добавить возможность использовать систему зарядки AutoCharge без предварительного знания о местоположении зарядной станции, полагаясь лишь на бортовые камеры дрона для ее визуальной локализации. В случае если необходимо выполнять полеты дольше нескольких часов, дроны-квадрокоптеры оснащают гибридной силовой установкой. В такой схеме беспилотник использует электромоторы для вращения винтов, но энергия для них вырабатывается двигателем внутреннего сгорания. Например, в 2018 году китайские инженеры продемонстрировали полет шестироторного мультикоптера, оснащенного ДВС и аккумуляторами, в ходе которого дрон продержался в воздухе 7 часов и 17 минут.