Летучие мыши заразили китайских поросят смертельной диареей

Десятки тысяч смертей поросят на китайских свинофермах вызваны вирусом, которым их заразили летучие мыши, сообщают ученые в статье в Nature. Возбудитель смертельно опасного заболевания оказался коронавирусом, почти идентичным по последовательности вирусу, выделенному из летучих мышей, обитающих неподалеку от места свиной эпидемии. Исследователи подчеркивают важность постоянного мониторинга природных резервуаров вирусных инфекций для своевременного предотвращения эпидемий.

Летучие мыши нередко становятся источником новых вирусных инфекций, поражающих людей и животных. Именно летучие мыши, по всей видимости, стали источником вируса атипичной пневмонии (SARS) в Азии, вспышка которой привела более чем к 700 смертям в 2002 году. Возбудитель атипичной пневмонии оказался вирусом из семейства Coronaviridae (коронавирусов). Преимущественно эти вирусы поражают животных и птиц, а у людей вызывают легкие респираторные инфекции, однако эпидемия SARS заставила исследователей внести коронавирусы в список возбудителей смертельных заболеваний. Первые случаи SARS были зарегистрированы в округе Фошань, неподалеку от которого впоследствии были обнаружены летучие мыши-носители возбудителя атипичной пневмонии.

В 2016-2017 годах в провинции Гуаньдун неподалеку от округа Фошань произошла вспышка смертельного заболевания среди свиней на четырех свинофермах. Его симптомами были острая диарея и тошнота, которые приводили к быстрой потере веса и гибели поросят. Заболевание, которое обозначили как SADS (swine acute diarrhoea syndrome), в общей сложности привело к смерти 24 тысяч животных.

Чтобы определить возбудителя заболевания, ученые отсеквенировали метагеном тканей кишечника погибших животных и обнаружили, что часть последовательностей совпадает с геномом коронавируса HKU2, который был изолирован из подковоносых летучих мышей в 2016 году. Вирус был выделен из летучих мышей, обитающих в пещере недалеко от свиноферм, где вспыхнула эпидемия в провинции Гуаньдун, а также в Гонконге. Сборка полного генома вируса свиной диареи позволила определить, что этот вирус идентичен с HKU2 на 96-98 процентов. Как выяснили ученые, на всех четырех фермах заражение произошло независимо, то есть вирус передавался от летучих мышей к свиньям несколько раз.

Дополнительное исследование больных свиней подтвердило, что возбудителем диареи является именно этот вирус, который предпочитает размножаться в эпителии тонкого кишечника и гораздо более активно реплицируется в поросятах, чем во взрослых свиньях. На всякий случай исследователи взяли анализы у сотрудников фермы, однако отсутствие в крови антител на вирус показало, что людям он не передается.

Как подчеркивают авторы работы, свиная эпидемия в очередной раз напоминает о необходимости исследования природных резервуаров коронавирусов, которые активно мутируют и способны быстро адаптироваться к новым хозяевам.

В 2012 году среди жителей Саудовской Аравии произошла вспышка ближневосточного респираторного синдрома (MERS), вызванного коронавирусом. С тех пор было задокументировано более полутора тысяч случаев заболевания, его летальность достигает 40 процентов. Как полагают эпидемиологи, вирус передался человеку от верблюдов, а тех, в свою очередь, заразили опять же летучие мыши.

Людьми вырастут?