Солнечная вспышка заставила Марс светиться

Мощная солнечная вспышка вызвала на Марсе полярное сияние, которое оказалось самым мощным из всех, что зарегистрировал зонд MAVEN. Об этом сообщает аэрокосмическое агентство NASA.

Астрономы и планетологи изучают процессы, происходящие на Марсе, для того, чтобы лучше подготовиться к будущим пилотируемым миссиям. Важным фактором, который будет влиять на работающих на Марсе или марсианской орбите людей, является солнечная активность. Так как у Красной планеты почти нет магнитного поля и атмосфера очень разрежена, она не сможет защитить космонавтов от радиации. О том, какие еще опасности грозят участникам межпланетных миссий, читайте в нашем материале «Излучение и отвага».

Вспышка произошла 11 сентября и вызвала в 25 раз более мощное северное сияние в ультрафиолетовом диапазоне, чем самое сильное, которое удавалось зарегистрировать космическому аппарату MAVEN раньше. Зонд исследует взаимодействие атмосферы Марса с солнечным ветром, начиная с 2014 года. Как показал детектор Radiation Assessment Detector (RAD), установленный на марсоходе Curiosity, количество радиации, которая достигла поверхности Марса, удвоилось по сравнению с предыдущими значениями.

«Когда солнечная вспышка достигает марсианской атмосферы, она может вызвать северные сияния, которые охватывают всю планету в ультрафиолетовом диапазоне. Последняя заставила Марс светиться, как лампочку. Северное сияние может окутать всю планету, так как у нее в отличие от Земли нет мощного магнитного поля. Высокоэнергетические частицы, летящие от Солнца, иногда поглощаются верхними слоями атмосферы, что повышает ее температуру», — комментирует Сонал Джеин (Sonal Jain), участник команды миссии MAVEN.

Интересно, что солнечный шторм произошел во время «тихого» периода 11-летнего цикла активности светила. Вспышка была настолько мощной, что ее можно было зарегистрировать и на Земле, хотя наша планета в тот момент находилась с противоположной стороны от Марса относительно Солнца. Кроме MAVEN и «Кьюриосити», событие также «поймали» детекторы зонда Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter и Mars Express. Сейчас команды миссий обрабатывают полученные данные, которые помогут лучше изучить процессы, происходящие в марсианской атмосфере.

На Земле солнечные вспышки вызывают геомагнитные бури, которые также сопровождаются северным сиянием, а иногда и отказом техники. Из-за последнего однажды чуть не произошел военный конфликт между Россией и США. Совсем недавно произошла серия самых мощных солнечных вспышек за 12 лет. О том, как подобные события влияют на Землю, читайте в нашем материале.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел гравитационно линзированного сверхгиганта в очень далекой галактике