Древние мосхопсы отрастили толстые черепа для брачных боев

Мосхопс (Moschops capensis) был массивным животным с утолщенным черепом, который жил примерно 265-260 миллионов лет назад. По мнению исследователей, у мосхопсы сформировались толстые черепа из-за брачных боев, во время которых самцы бодались головами. Биологи из университета Витватерсранда (ЮАР) подтвердили эту гипотезу. Исследование опубликовано в PeerJ, авторское объяснение работы — в The Conversation.

Мосхопс относился к подотряду диноцефалов («страшноголовых») — животных, у многих из которых были утолщенные кости черепа. У мосхопсов толщина кости в лобно-теменной области достигала 15 сантиметров. Это были травоядные животные длиной примерно 2,7-5 метров и весом в 1-1,5 тонны. Возможно, они вели полуводный образ жизни. Впервые окаменелости мосхопса были найдены в Южной Африке и описаны в 1911 году. С тех пор палеонтологи нашли еще несколько скелетов этого вида.

Исследователи впервые выдвинули предположение, зачем мосхопсам были нужны утолщенные черепа, еще в 1975 году. По мнению исследователей, толстые черепа защищали мозг и нервные окончания животных во время схваток.

Авторы новой статьи еще раз исследовали окаменелости мосхопса, описанные в 1911 году. Они сделали первое рентгенофлуоресцентное сканирование черепа животного и построили его 3D-модель. Оказалось, что череп, как защитная броня, окружал нервные структуры мосхопса (в том числе мозг, внутреннее ухо и глазной нерв). Кроме того, положение внутреннего уха животного указывало на то, что он держал голову не горизонтально, а под углом 60-65 градусов к горизонтальной поверхности. При таком наклоне головы утолщенная часть черепа была направлена вперед и находилась в подходящем положении для брачных боев.

По-видимому, брачное поведение мосхопсов было похоже на поведение современных парнокопытных, за исключением того, что млекопитающие сегодня используют кератиновые рога, а не толстые черепа. Другие животные предпочитают завоевывать самок не драками, а своими талантами. Некоторые птицы (например, атласные шалашники), или рыбы (например, колюшки) строят гнездо для будущего потомства, а самка выбирает наиболее подходящее. Другие виды поют «любовные» песни или танцуют брачные танцы, а самка выбирает понравившегося кавалера.

Активные тучные клетки заставили мышей избегать аллерген