Прионная инфекция оленей добралась до Европы

Норвежские ветеринары сообщили о первом зарегистрированном в Европе случае хронической изнуряющей болезни (ХИБ). Прионную инфекцию обнаружили у самки северного оленя (Rangifer tarandus tarandus), говорится в пресс-релизе Норвежского ветеринарного института.

Как следует из сообщения, больное взрослое животное выявили на юге страны в середине марта 2016 года. После смерти его доставили в институт для вскрытия и лабораторных анализов. Скрининговое исследование тканей мозга иммуноферментным анализом показало наличие приона, вызывающего ХИБ. Эти данные подтвердили иммуногистохимически и вестерн-блоттингом.

До сих пор ХИБ обнаруживали только у оленей, вапити и лосей в 20 американских штатах и двух канадских провинциях. Завозные случаи болезни были также зарегистрированы в Южной Корее, куда инфекция попала с живыми лосями, ввезенными в страну для разведения на ферме. В Европе и у северных оленей ХИБ до сих пор не выявляли. Как инфекция проникла в Норвегию, не установлено.

ХИБ относится к медленным прионным инфекциям. По своим проявлениям она напоминает скрепи у овец, губчатую энцефалопатию крупного рогатого скота («коровье бешенство») и болезнь Крейтцфельдта-Якоба у человека.

Прион — это измененный вариант белка PrPC, который в норме присутствует в мозге и некоторых других тканях млекопитающих. При контакте с нормальным белком прион PrPSc вызывает его превращение в такую же измененную форму, которая не выполняет положенных функций. Из-за этого ткань мозга постепенно разрушается с образованием характерных полостей и приобретает губчатое строение. Это приводит к медленному угасанию функций мозга и смерти.