Брось 15 копеек

«Морской бой» и другие экспонаты Музея советских игровых автоматов

Для тех, чье детство и юность пришлись на 80-е или начало 90-х годов, игровые автоматы навсегда остались одним из приятных воспоминаний: в эпоху, когда игровые консоли еще не пришли на постсоветское пространство, именно в залах игровых автоматов можно было посоревноваться с друзьями в ловкости рук и скорости реакции. Сегодня эти «динозавры» уже вымерли, но остался специальный заповедник — Музей советских игровых автоматов в Москве и Санкт-Петербурге, где до сих пор принимают монеты номиналом в 15 копеек и можно сыграть более чем на 60 видах автоматов. Максим Пинигин, один из основателей музея, рассказал об истории этих агрегатов.

Подавляющее большинство советских игровых автоматов были репликами западных устройств, поэтому рассматривать историю их создания следует в контексте развития мировой игровой индустрии.

История игровых автоматов начинается в США. Первым игровым автоматом считается «Пинбол», прототипом которого послужил французский бильярд, называемый багателью. Эту игру придумал еще один из современников Людовика XIV: он уменьшил бильярдный стол, а затем натыкал в одном его конце несколько булавок. Игроки с противоположной стороны кием посылали в их сторону шары так, чтобы те, отскакивая от булавок, попадали в лузы. Каждая луза имела свою ценность. От игрока требовалось точно рассчитать углы отскока, чтобы набрать максимальное число очков.

Багатель полюбили все, и она в короткий срок разошлась по всей Франции, а затем и по другим странам. В 1871 году британский изобретатель Монтегю Редгрейв, незадолго перед этим переехавший в США, усовершенствовал конструкцию: заменил отверстия, в которые раньше попадали шары, пружинами, а кий, располагавшийся в конце стола, превратил в плунжер. Редгрейв также еще уменьшил размер стола и установил на верхней панели счетчик призовых очков. После этих нововведений и появилось название «пинбол», ныне известное во всем мире. Например, в СССР его аналог был известен под названием «Цирк».

Следующее важное событие в истории игровой индустрии произошло в 1895 году, когда появился первый в мире азартный игровой автомат. Его изобрел механик по имени Чарльз Фей. Автомат назывался Liberty Bell («Колокол Свободы») и представлял собой нехитрую систему из трех барабанов в металлическом корпусе, вращавшихся поворотом рукоятки на одной оси, но с разной скоростью. На боковой стороне каждого барабана имелось несколько изображений, в том числе по одному колокольчику. Если при повороте рукояти все три колокольчика оказывались на одной линии, то человек выигрывал. Денежные вознаграждения за выигрыш появились позже, изначально, во избежание нарушения закона, игроки награждались различными призами.

В 1931 году, во времена Великой депрессии, в Неваде были легализованы азартные игры, что позволило хозяевам игровых автоматов перейти от призов к денежным выигрышам. После этого слот-машины («слот» — название монетоприемника) сразу стали набирать популярность. К середине XX века в мире существовала уже огромная индустрия, насчитывающая тысячи видов игровых автоматов.

Среди первых разработчиков была и торговая марка Sega (Service Games), которая с 1954 года занималась импортом игровых автоматов, того же «Пинбола», на американские военные базы в Японии. В 1965 году SEGA выпустила свой первый мировой хит — Periscope, ставший прототипом для легендарного советского «Морского боя». Впоследствии Япония перекупила это предприятие вместе с товарным знаком и начала выпускать свои первые 8-битные игровые приставки.

В 1971 году в Москве на территории ЦПКиО имени Горького открылась международная выставка «Аттракцион-71», где были представлены последние новинки сферы развлечений. Советские люди впервые увидели «американские горки», карусели и игровые аттракционы компании Sega. Выставка, на которой побывали сотни тысяч посетителей, произвела фурор и дала новый импульс развитию советской индустрии развлечений.  

Было решено выкупить привезенные из Америки, Европы и Японии образцы автоматов и на их основе производить адаптированные версии. Поэтому практически все, что можно увидеть сегодня в Музее советских игровых автоматов, представляет собой упрощенные копии западных устройств. Но существовали и отличия, продиктованные идеологией и политикой государства — поскольку азартные игры в СССР находились под полным запретом, то главное отличие отечественных автоматов от западных заключалось в отсутствии азартности. В то время как на Западе вовсю действовали «однорукие бандиты», способные лишить игрока всех его средств, в СССР, как когда-то в Америке, можно было выиграть только призовую игру или небольшой сувенир.

Кроме того, по мнению Министерства культуры, автоматы должны были развивать у игроков определенные навыки: скорость реакции, внимание, мелкую моторику. В результате СССР стал одной из немногих стран, в которых производились развивающие игровые автоматы, рассчитанные на разные возрастные категории: выпускались автоматы как для самых маленьких («Спектр», «Память»), так и для взрослых (например, «Викторина», рассчитанная на проверку знаний знаков дорожного движения). 

Появился и ряд игровых автоматов оригинального производства. Например, автомат «Репка» — это силомер, но не типичный. Западные силомеры представляли собой грушу или наковальню, по которым надо было бить кулаком или кувалдой, а «Репка» замеряла силу становой тяги. Такие игры, как, например, «Городки» или «Конек-Горбунок», были созданы по мотивам русских народных игр и сказок и аналогов на Западе не имели.

Обслуживанием, дистрибуцией и инкассацией советских аттракционов занималось предприятие «Союзаттракцион», которое и получало выручку с них. Автоматы были чрезвычайно дорогими в производстве, стоили по несколько тысяч рублей (то есть как автомобиль). Возможно, именно поэтому выпуск автоматов не был по-настоящему массовым. Тем не менее, существовало примерно 80 их видов, и на территории СССР эту технику производили 22 завода. Любопытно, что в основном этим занимались оборонные предприятия, на которые государство возложило своеобразную «социальную нагрузку». Благодаря этому в советских игровых автоматах использовались самые современные микросхемы, пластик, сплавы. Другая особенность нашей техники, связанная с плановой экономикой, — специально для автоматов детали никто не разрабатывал, они комплектовались из того, что было в распоряжении инженеров ВПК. В результате элементарные игровые схемы подчас были собраны из непропорционально сложных и хороших деталей — потому-то они и стоили баснословных денег. Впрочем, огромная популярность автоматов позволяла «отбить» вложенные средства за считанные месяцы.

Технически советские игровые автоматы можно разделить на две группы: электромеханические и электронные (на базе дискретной логики или микропроцессоров). Последние обычно используют ТВ-экран для отображения игрового сюжета. Другая классификация связана с видами игр, и она более разработана и обширна. Существуют спортивные автоматы («Баскетбол», «Хоккей», «Шайбу-шайбу», «Футбол», «Мини-кегли»), стрелковые имитаторы («Снайпер», «Ни пуха ни пера», «Дуплет», «Охота», «Меткий стрелок»), гоночные имитаторы («Магистраль», «Обгон», «Авторалли», «Чемпион», «Вираж»), военные имитаторы («Морской бой», «Торпедная атака», «Подводная лодка», «Танкодром», «Воздушный бой»), автоматы-манипуляторы («Кран», «Зонд»), пинболы, автоматы-качели и другие.

Абсолютный хит советской игровой индустрии — «Морской бой», «военный» электромеханический автомат. Игроку необходимо при помощи торпед утопить вражеский флот. В Музее советских игровых автоматов представлена модель, на примере которой можно изучить устройство этого автомата. В нем использован зеркальный принцип: под углом 40 градусов расположено зеркало, а перспектива создается за счет высоты аппарата. Внизу расположены кораблики, которые движутся на обычной велосипедной цепочке. При нажатии на кнопку выстрела вы запускаете торпеду, но на самом деле торпеда — это просто цепь лампочек, которые зажигаются одна за другой. При совпадении последней лампочки с кораблем зажигается самая большая лампочка взрыва, цепь замыкается и игроку начисляются очки. Всего предусмотрено восемь траекторий движения торпеды.

В музее также представлен не менее популярный электромеханический автомат «Баскетбол». Устройство этого автомата уже не связанно с зеркалами и прочими оптическими иллюзиями. Баскетбол состоит из блока питания, блока управления, большого количества реле и электронных плат, отвечающих за запуск игры, работу кнопок, подсчет очков, звуковые сигналы, отслеживание длительности игры. Когда мячик оказывается в определенной ячейке, он замыкает контакты с помощью давления на металлический ус, находящийся под ячейкой. Благодаря этому активируется определенная кнопка, при нажатии на которую электромагнит с помощью соответствующий пружины выталкивает мяч в сторону корзины противника. Главное — успеть нажать на кнопку раньше соперника.

Позднее, в середине-конце 80-х годов, появилась серия игровых автоматов ТИА-МЦ1 — Телевизионный игровой автомат многокадровый цветной — со сменными игровыми программами. В этих автоматах уже появляются настоящий процессор, компьютерная графика и поддержка 16-ти цветов. В СССР все автоматы выпускались в одинаковых корпусах. Внешние отличия заключались в окраске корпуса, содержании инструкции к игре и обозначениях на элементах управления. Автоматы были разработаны компанией «Экстрема-Украина» в городе Винница и считаются первыми в СССР играми со сложной системой уровней.

Структурно такой автомат состоит из монитора, консоли управления и основания. В основании располагаются базовые платы и одна плата с самой игрой. На базе ТИА-МЦ1 было сделано более десяти игр, самые известные из которых — «Конек-Горбунок», «Снежная королева», «S.O.S» и «Бильярд», находящийся в коллекции музея.  

Все монеты, которые игроки опускали в монетоприемник, скапливались в небольшом боксе внутри автомата, из которого их можно было достать и использовать заново. В советское время каждый автомат имел денежный план — 8 рублей 10 копеек за один день работы, которые надо было сдать государству со всей остальной выручкой. Но, разумеется, в кассу сдавали только плановую выручку, все остальное «Союзаттракцион» оставлял себе, в итоге в 80-е годы это предприятие стало таким коррумпированным, что его закрыли, а автоматы начали приносить прибыль непосредственно тем местам, где они находились: кинотеатрам, пионерлагерям и паркам развлечений.

Увы, в 90-е годы игровые автоматы стали вымирающим видом. В стране начался кризис, военные заводы перестали выпускать запчасти не то что для игровых автоматов, но и для танков. Владельцам дешевле было сдать свое оборудование на металлолом, чем чинить и поддерживать его в рабочем состоянии, поэтому большинство автоматов оказалось на свалках. Ну и, конечно, персональные компьютеры и консоли все равно вытеснили бы старые автоматы и без краха советской экономики.

Сегодня сотрудники Музея советских игровых автоматов, филиалы которого есть в Москве и Петербурге, ищут их по всей стране — обычно один работающий экземпляр собирается из трех-четырех сломанных. История создания самого музея началась в 2007 году, когда организаторы, тогда еще студенты, нашли свой первый «Морской бой» и восстановили его, потому что хотели исполнить свою детскую мечту — получить призовую игру. Постепенно стала собираться коллекция. За прошедшие годы музей сильно расширился — в московском зале, например, стоят около 80 игровых автоматов.

Максим Пинигин

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Unitree Robotics показала человекоподобного робота H1

Максимальный крутящий момент его актуаторов составляет 360 ньютон-метров