«Выжить в пандемию»

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

В середине ХХ века казалось, что победа над инфекционными заболеваниями близка. Человек справился с полиомиелитом, уверенно искоренял оспу и взял на вооружение широкий арсенал из антибиотиков. Однако распространение новых болезней: ВИЧ-инфекции, вируса гриппа H5N1, тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) и, наконец, новой коронавирусной пневмонии — эту надежду развеяли. Все эти болезни передались человеку от животных. В книге «Выжить в пандемию» (издательство «Питер»), переведенной на русский язык Ириной Кизиловой, Александрой Поповой и Арсением Чёрным, врач и писатель Майкл Грегер рассказывает о зоонозных болезнях и ищет ответ на фундаментальный вопрос: как остановить появление вирусных пандемий? N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором рассказывается, как появление эпидемических болезней связано с одомашниванием животных.

Когда и много грозит, и много вредит

Как следует из самого определения «новых» и «появляющихся» вирусов, часто они берутся от каких-либо биологических видов. В 1959 году в качестве определения ВОЗ был принят термин «зооноз» (или зоонозная инфекция), образованный из греческих корней ζῷον — животное и νόσος — болезнь. Большинство новых заболеваний являются РНК-вирусами — например, Эбола, ВИЧ или грипп, — что неудивительно, учитывая их способность к стремительным мутациям, перевоплощениями адаптации к новым хозяевам. Хоть множество врачей и учились когда-то по учебникам, где прямо указывалось, что-де вирусы являются видоспецифическими, а потому не могут передаваться от животных людям, теперь-то мы знаем, что вирусы, как сказано в одном пособии клиники «Мэйо», «мастера межвидовой навигации».

Точное количество новых заболеваний человека, перешедших к нему от животных, неизвестно. В 2004 году директор ЦКЗ отметил, что «одиннадцать из последней дюжины появившихся инфекционных заболеваний, о которых мы имеем четкое представление и которые оказали определенное воздействие на здоровье человека, по всей видимости, имеют животное происхождение». Один из редакторов Lancet в том же году настаивал, что «все человеческие заболевания, проявившиеся за последние двадцать лет, происходят от животных». Все сходятся во мнении, что количество подобных заболеваний значительное. С этим связана и возрастающая угроза биотерроризма: те же одиннадцать из десятка задержанных преступников планировали атаки с применением зоонозных патогенов. Национальная медицинская академия опубликовала отчет о факторах, влияющих на возникновение заболеваний в США, в котором указывалось, что «значение зоонозов в возникновении человеческих инфекций невозможно переоценить».

Согласно прогнозам ВОЗ, количество животных вирусов, передающихся человеку, будет увеличиваться. Источники зоонозных вирусов еще очень долго не будут исчерпаны. «Взгляните на животное царство — козлы, бараны, верблюды, птицы и рыбы всех родов, да вообще какое угодно животное — у любого найдутся десятки серьезных заболеваний, — заметил один из ведущих исследователей ВОЗ, участвовавший в противодействии распространению SARS. — Так что вероятность подвергнуться тому или иному из них просто огромна». Словом, количество зоонозных заболеваний исчисляется многими тысячами. «За каждым известным нам вирусом кроются сотни неизвестных, — заявил по поводу новых африканских вирусов профессор тропической медицины Тулейнского университета. — О существовании большинства из них мы, вероятно, и вовсе не подозреваем».

Резюмируя сказанное: передача заболеваний от животных человеку — не новость. Большинство из существующих инфекционных заболеваний у людей — животного происхождения. Значительной части болезней, включая грипп, человеческий род обязан одомашниванию животных.

Большинство, а скорее даже все известные инфекционные заболевания человеческой цивилизации перешли к людям от их собственного домашнего скота. — Уильям Макнилл, «Чума и народы».

Библейское владычество человека «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» настежь распахнуло не то что ящик — целый ангар Пандоры, наполненный свирепыми убийцами человечества. Некоторые заболевания вроде герпеса и опоясывающего лишая, похоже, действительно сопровождают нас с давних времен, передаваясь по эволюционной цепочке, однако большинство инфекционных заболеваний человека были неизвестны нашим предкам, промышлявшим охотой и собирательством. У древних также были случаи заражения заболеванием животного происхождения — например, сибирской язвой от горного барана или туляремией («кроличья лихорадка», «охотничья болезнь») от дикого кролика, но одомашнивание животных вызвало то, что директор Гарвардского центра по вопросам здравоохранения и глобальной окружающей среды назвал грандиозным «паводком», когда множество болезней животных буквально выплеснулось на человеческие популяции.

Археологические данные свидетельствуют, что небольшие группы кочевников почти не страдали от инфекционных заболеваний. Однако с появлением сельского хозяйства общины становились оседлыми и более многочисленными, оставаясь при этом примерно в одном и том же месте, что увеличивало непосредственный контакт с отходами собственной жизнедеятельности и потенциальными источниками заболеваний. Общины, окультуривавшие лишь растения, становилось более уязвимы к немногим болезням, переносчиками которых они и так уже были. Именно одомашнивание привело к тому, что люди вошли в тесный контакт с совершенно новым набором патогенных микроорганизмов.

Эпидемические болезни, как правило, переносят лишь те виды животных, что живут стадно или стайно. Высокая концентрация особей позволяет инфекционным патогенам эволюционировать и укрепляться, распространяясь посредством целых популяций. На нашу беду, именно это, то есть стадный инстинкт, и делает этих животных особенно привлекательными для одомашнивания. Оно связало животных, некогда существовавших (вместе с болезнями) где-то в отдалении, близкими и тесными узами с человеческими поселениями. Как заключают исследователи из Университета Джонса Хопкинса, «распространение микробов от животных на людей стало тогда неизбежным».

Считается, что туберкулез — «атаман этой шайки палачей» — был получен нами от коз. За XX век туберкулез унес жизни приблизительно сто миллионов человек. Сейчас он убивает около миллиона ежегодно. В 1993 году ВОЗ объявила туберкулез угрозой глобальному здравоохранению: согласно прогнозам, с 2000 по 2020 год количество зараженных увеличится почти на миллиард человек. Болезнь коз теперь угрожает примерно трети* всего живущего человечества.

*

Одомашненные козы вообще, как видно, «обскакали» весь прочий одомашненный скот. За период с 1850 по 1950 год на долю туберкулеза крупного рогатого скота, которым заражались в основном дети, пившие непастеризованное молоко, пришлось более восьмисот тысяч человеческих смертей только лишь в Великобритании. Что примечательно, болезнь может идти и «в обратном направлении». В The British Journal of Biomedical Science описан случай, когда причиной нескольких десятков случаев ТБ у скота оказалась «причудливая фермерская практика мочиться на сено, по всей видимости, исходя из народных убеждений, что соли, содержащиеся в моче, полезны для скота». Когда у кого-то из рабочих есть урогенитальный туберкулез, данную практику трудно назвать полезной.

«Бычий туберкулез» и по сей день угрожает любителям попить свежего молока. В исследовании 2000 года, опубликованном в вестнике Американской академии педиатрии, врачи изучили случаи детей с туберкулезом в диспансере Сан-Диего и выявили, что в трети всех случаев болезнь была нечеловеческого происхождения. Каждый третий ребенок в диспансере страдал туберкулезом не из-за того, что кто-то неудачно покашлял рядом, а из-за потребления непастеризованного молока от зараженной коровы. Исследователи пришли к выводу: «настоящие данные демонстрируют трагические последствия недооценки означенной причины зоонозного туберкулеза для американских детей».

Корь, как считается, перескочила к нам от домашних овец и коз и является потомком-мутантом вируса чумы рогатого скота. Вирус так успешно адаптировался к людям, что скот уже не может подхватить корь, а мы — заболеть чумой крупного рогатого скота. Лишь благодаря длительному и близкому контакту в процессе одомашнивания вирус чумы сумел достаточно мутировать, чтобы совершить подобный скачок. И хоть теперь корь считается относительно кроткой болезнью, за последние 150 лет она убила около двухсот миллионов человек по всему миру. Все эти смерти можно отследить до приручения первых диких рогатых, происходившего несколько сотен поколений назад.

Оспа, скорее всего, досталась нам при одомашнивании верблюдов. После одомашнивания свиней мы обзавелись коклюшем, после кур — брюшным тифом, а утки наградили нас гриппом. На том список не кончается. Лепру мы получили от буйволов, вирус простуды — от коров или лошадей. Как часто дикий конь чихал в лицо человеку, до тех пор пока тот не оседлал и не обуздал его? Давно уже ставшая привычной нам простуда была привычной лишь для лошадей.

Открытие новых зоонозных инфекций от домашних животных продолжается и в наши дни. Нобелевская премия по медицине 2005 года была присуждена ученым, в 1982 году обнаружившим, что живущая в желудке человека бактерия, названная ими Helicobacter pylori, вызывает рак желудка, а также подавляющее большинство язвенных заболеваний у людей во всем мире. Данной бактерией заражена половина населения планеты. Считается, что эти бактерии, вызывающие язвы, возникли в овечьем молоке, а теперь распространяются от человека к человеку через оральные выделения (слюну, рвоту) или, возможно, подобно холере, фекально-оральным путем из-за плохого мытья рук после дефекации. Самую распространенную — по статистике ЦКЗ — свою хроническую болезнь человечество приобрело из-за того, что несколько тысяч лет назад принялось пить молоко другого биологического вида.

Совсем недавно список инфекционных заболеваний, приобретенных от домашнего скота, пополнился еще одной бактерией, близкой родственницей H. pylori, известной ныне как Heliobacter pullorum (от латинского pullus — курица), которой заражена огромная часть куриного мяса. Считается, что H. pullorum вызывает диарейное инфекционное заболевание у людей, употребивших в пищу недолжным образом приготовленное мясо, на котором остались следы фекалий.

Другой фекальный патоген — гепатит Е является недавним пополнением в семействе вирусов гепатита. Этот гепатит умеет вызвать молниеносную печеночную инфекцию у беременных женщин, особенно находящихся на третьем триместре, с уровнем смертности до 20%. Вирус заподозрили в зоонотическом происхождении, когда обнаружили, что он свирепствует на североамериканских свинофермах. Недавний забор анализов у более пяти тысяч особей с двадцати пяти боен, расположенных в десяти штатах, показал, что на момент убоя активной инфекцией было поражено 6% всех свиней. Прямые же доказательства пересечения межвидового барьера были получены в 2003 году. В отличие от трихинеллеза, которым человек может заразиться, только употребив неправильно приготовленную свинину, болезни вроде гепатита Е, успешно пересекшие видовую границу, могут передаваться от человека человеку. Выяснилось, что около 1–2% всех доноров крови в США подверглись воздействию данного вируса.

Как видно, где бы ни ступила нога европейца, смерть преследует туземца. — Чарльз Дарвин, «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле “Бигль”» (1836).

Профессор исследовательского Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джаред Даймонд в книге «Ружья, микробы и сталь», за которую получил Пулитцеровскую премию, тщательно изучил сыгранную домашними животными роль в свете человеческой истории. В главе «Смертоносный дар домашних животных» он убедительно показывает, что болезни, которыми мы заразились в результате одомашнивания животных, возможно, имели большое значение для европейского завоевания Америки: тогда до 95% коренного населения было выкошено чумой, занесенной на континент европейцами. Кроме того, туземцы никогда не сталкивались, а значит, не имели никакого иммунитета к таким заболеваниям, как туберкулез, оспа и корь. Аналогичные случаи можно обнаружить практически во всех частях света, когда какой-нибудь незадачливый миссионер, о том не подозревая, попросту уничтожал все объекты своего религиозного рвения, поднося им не святые, а «смертоносные дары», обретенные от одомашненных животных.

Но почему же не наоборот? Почему болезни коренных американских народов не уничтожили высадившихся на континент европейцев? Да просто потому, что в Америке тогда не было никаких эпидемических заболеваний. Историки медицины полагали, что причиной высокого количества эпидемий в Евразии являлось «требование» массовых болезней относительно крупных и густонаселенных городов, а никак не крохотных, разбросанных по всему континенту индейских племен. Но это предположение оказалось ошибочным. Такие города Нового Света, как Теночтитлан, являлись в то время одними из крупнейших в мире.

Причина, по которой чума не коснулась Америки, заключается в том, что там было гораздо меньше домашних стад. У кого-то были буйволы, но то были некрупные стада, и возможности для возникновения кори не представлялось. Не было свиней, а значит, не было и коклюша. Не было кур, значит, не было ни тифа, ни прочих птичьих болячек. Пока в Европе миллионы людей умирали от смертельных болезней вроде туберкулеза, в Новом Свете ничего подобного не происходило просто по причине отсутствия вблизи людей переносящих смертоносные болезни домашних животных вроде коз. Последний ледниковый период уничтожил большинство поддававшихся одомашниванию видов Западного полушария — американских верблюдов, лошадей и прочих, оставив коренному населению лишь лам и морских свинок, которых можно было кучно выращивать на мясо. Но ни тот ни другой вид, по всей видимости, не обладал серьезным потенциалом в плане эпидемий человеческих заболеваний.

Грегер, М. Выжить в пандемию. / Майкл Грегер ; пер. с англ. Арсения Черного, Александры Поповой, Ирины Кизиловой — СПб.: Питер, 2021. — 496 с.: ил. — (Серия «New Med»).