Что кошки видят в зеркале?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

На выходных в интернете случился очередной переполох: пользователи китайской социальной сети Weibo выяснили, что если кошке показать хозяина в накладном фильтре в виде кошачьей морды, то она очень удивится. В связи с этим пользователи даже начали обсуждать, не значит ли это, что кошки могут пройти зеркальный тест — самый известный способ определить, есть ли у животного самосознание. Если коротко, то нет, ничего нового об интеллекте и поведении кошек находка не говорит. Мы, однако, решили в вопросе разобраться (очень уж реакция кошек нас впечатлила) и обратились к Елене Литвиновой, сотруднику кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ.

Начнем с того, что зеркальный тест проводится немного по-другому: на животное в бессознательном состоянии наносят метку краской, а потом, по пробуждении, подносят к зеркалу так, чтобы животное эту метку видело (другая вариация теста: животному ставят метку лазерной указкой в реальном времени.). Что происходит дальше? Дальше животное либо понимает, что с его собственным телом что-то произошло (и трогает метку на себе), либо реагирует на свое отражение точно так же, как оно бы отреагировало, встретив сородича.

Маленькие дети начинают проходить зеркальный тест в возрасте полутора лет; также известно, что узнают себя в зеркале большинство человекообразных обезьян, а также косатки, слоны, сороки (кстати, единственные из птиц) и муравьи (единственные из насекомых).

Кошки, насколько пока науке известно, зеркальный тест не проходят — по крайней мере, эмпирически это доказано еще не было. Более того, кошки вообще не используют зеркала для ориентации в пространстве: грубо говоря, для них то, что они видят в зеркале — это продолжение того, что происходит вокруг них, а их отражение — другая особь.

«Удивление» на морде кошек, поэтому, — просто реакция на неизвестный объект. Смотря сначала на то, что происходит на экране телефона, а потом на хозяина, кошка не соотносит одно и другое. Животное просто реагирует на какое-то неизвестное ей существо и, чувствуя присутствие хозяина, обращается к нему за поддержкой. Реакцию кошек даже нельзя назвать удивлением: для человека свойственно переходить к антропоцентризму и всему вокруг навязывать наши человеческие интерпретации событий, но с этим нужно быть осторожнее.

Для домашних животных человек — это глава стаи. У кошек это, разумеется, не так хорошо выражено, как у собак (у них не такой уровень социальности), но все равно: хозяин здесь — как социальный партнер, какая-то поддержка, поэтому идет реакция на него.